Общая характеристика внутриполитического курса

ПЛАН

ВЫВОДЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Выводы.

Быт и нравы.

Музыка.

Театр.

Изобразительное искусство.

7.1. Основные особенности.

7.2. Живопись: Жанры. — Стилевые направления. Барокко. Рококо.

7.3. Гравюра.

7.4. Лубок.

7.5. Скульптура: Основные особенности. — Художественные (стилевые) направления.

8.1. Профессиональный театр: Публичный общедоступный театр. «Комедиальная храмина». — Иностранные актерские труппы. — Первый русский драматический профессиональный театр Ф. Г. Волкова. — Зарождение русского балета.

8.2. Школьный театр.

8.3. Крепостной театр.

10.1. Изменения в период петровских преобразований.

10.2. Быт русского дворянства в середине XVII в.

10.3. Результаты.

10.4. Сохранение некоторых нововведений до настоящего времени.

1.1. Социально-исторические условия. Реформы Петра I, в той или иной степени затронувшие все стороны жизни общества (см. тему 20 «Эпоха петровских преобразований»), содействовали активизации процесса сближения русской и западно-европейской культур. С одной стороны, действия Петра способствовали ускорению темпов культурного развития, с другой — значительная часть культурных заимствований перенималась механически, деформировалась на русской почве и не приводила к результатам, на которые рассчитывали реформаторы.

Главный результат все же оправдывал затраченные усилия — культурные преобразования создавали необходимую основу для реформ в технико-экономической и военной областях.

Существует мнение, что вводимые Петром I «новшества» носили, как пишет Л. Н. Гумилев, «декоративный характер» и ни в чем не нарушали исконных русских традиций, оставаясь достоянием лишь верхушки общества.

1.2. Основные тенденции. Несмотря на существенные отличия русской культуры XVIII в. от предшествующей, в целом ее развитие находилось под влиянием тенденций, уходивших корнями в предшествующий период.

1. В первой половине XVIII в. были заложены основы системы профессионального образования; началось формирование отечественной светской интеллигенции.

2. Рационализм начал вытеснять религиозную средневековую систему мышления, он внедрялся во все сферы жизни, что, с одной стороны, дало мощный импульс формированию отечественной науки и образования, а с другой — подрывало традиционную христианскую мораль, не заменяя ее, так как большинство населения было еще не готово к глубокому восприятию идей рационалистической нравственности.

3. Получили развитие все виды искусств, совершенствовались методы художественного творчества. Расширение и укрепление международных культурных связей обусловило сближение отечественного искусства с западноевропейским, о чем свидетельствует появление общих художественных направлений.

4. Во всех областях культуры победило светское направление, что способствовало значительному расширению сферы художественного творчества.

5. В рамках отечественной культуры произошло резкое разграничение двух ее формнародной и элитарной дворянской, ориентировавшейся на западноевропейские духовные ценности. Возникший социокультурный раскол оказал негативное влияние на дальнейшее развитие отечественной культуры и стал одной из причин нарождающегося духовного кризиса.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие факторы обусловили ускорение темпов культурного развития в XVIII в.?

2. Какие изменения происходили в отечественном образовании, чем они были обусловлены?

3. Согласны ли вы с утверждением, что преобразования Петра I в области быта имели лишь декоративный характер? Аргументируйте свой ответ.

4. Дайте характеристику всем направлениям культурного развития XVIII в., обратив внимание на преемственность в их развитии и на влияние западноевропейской культуры.

5. М. А. Алпатов писал, что сложившаяся в Академии наук в 1730— 1740 гг. атмосфера была «идейной бироновщиной». Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?

6. Сравните две формы русской культуры XVIII в.: элитарную дворянскую и народную. Под влиянием каких факторов они развивались, в чем причины социокультурного раскола и каковы его последствия?

ЛИТЕРАТУРА

Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII — первая половина XIX в.). М., 1985.

Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М., 1987.

Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 1—3. М., 1985—1988.

Русское искусство XVIII в. М., 1968.

ТЕМА 25. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 60—90-х гг. XVIII в. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ»

1.1. «Просвещенный абсолютизм» и Просвещение.

1.2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России: Факторы, обусловившие проведение политики «просвещенного абсолютизма». — Препятствия на пути политики «просвещенного абсолютизма», ее особенности. — Личность «великой императрицы».

1.3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России.

1.4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: