Место и роль России в мировой истории

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций.

Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер. Россия – внутренне расколотая цивилизация. В своё время Н.А. Бердяев, характеризуя влияние «восточного и за-падного потоков истории» на российское общество, говорил об их «столк-новении и противоборстве», а отнюдь не об интегрированности и синтезе. Именно эта противоречивость влияний ведет к «поляризованности русской души», к культурному расколу, к резким перепадам во внутренней и внешней политике государства.

В 1937 г. Н.А. Бердяев писал: «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизаций». По его мнению, в русской истории нельзя найти органического единства, философ насчитывал «пять различных Россий»: Киевскую, татарского периода, Московскую, Петровскую, императорскую и, наконец,новую советскую.

О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира.

Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей. При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции. (не знаю что тут еще добавить, просто сказать о том, что мы всех везде сделали и что сейчас мы все равно остаемся великой страной, которую прославили великие политические, литературные, научные деятели и т д

Путь «из варяга в греки». Начало русского государства. Призвание Рюрика. Принятие христианства. «Слово о полку Игореве». «Повесть временных лет». «Татаро-монгольское иго».

Водные пути Древней Руси (Волховско-Волжский и Волховско-Днепровский) на протяжении IX-XI вв. играли важнейшую роль в движении массы товаров и денежных средств, обеспечивавших прежде всего развитие экономики Киевской Руси, а в ходе многостороннего торгового обмена между Русью и другими странами Балтийского культурно-экономического региона поступавших в хозяйственное обращение этих стран.

Великий водный путь из варяг в греки, по которому шла главнейшая торговля между племенами, жившими по Балтийскому морю, то есть варягами, с далеким Царьградом, шел от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское, или Нево, по реке Волхову на озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловати до ее верховьев в Волковском лесу; здесь суда перетаскивались по сухому пути волоком в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море. Великий путь из Скандинавии в Византию и обратно был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге.

Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию (недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев). Волхов, соединявший Ильмень и Ладожское озеро, был магистральной артерией летописного "пути из варяг в греки", начинавшегося на Неве и завершавшегося в устье Днепра, на берегах Черного моря.

На этом пути, на древней береговой возвышенности Ладожского озера, находилась Велеша - племенное святилище словен, посвященное Велесу, божеству, покровителю лесов, скота, богатства и торговли. Близ него не позднее 750 г. возникла древнерусская Ладога (Старая Ладога) - первый порт и крепость на тогдашних рубежах Руси.

По пути этому шло множество различных товаров:

- от варягов шло сукно, холст, полотно, медные и железные изделия, олово, свинец и драгоценный янтарь;

- кроме того, шла в большом количестве соленая сельдь;

- Русская земля торговала, как и в Геродотовы времена, хлебом, дорогими мехами, медом, лесом, салом, скотом, лошадьми и рабами;

- из Царьграда шли главным образом паволоки, каковым именем назывались греческие шелковые гкани с золотым или без него;

- паволоки были в большом ходу как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком непременно шил себе одежду из паволок;

Затем греки торговали золотом и серебром в различных вещах женского и мужского убора, каковыми были:

- серьги, запястья, обручи, перстни, запонки, кольца и пуговицы;

- наконец, из Царьграда же шли тканые и кованные кружева для отделки платья, разного рода южные плоды и вина.

Вопрос "Откуда пошла, есть Русская земля?", стоящий в начале " Повести временных лет ", показывает, как давно возник интерес к истокам государства. Как же отвечали на него наши предки? Еще раз перечитываем летописные строки. "В год 859. Варяги из-за моря брали дань с чуди, со словен и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке с дыма... В год 862. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была в них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем князя, который бы владел нами и судил по праву.

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведами, а иные норманны и англы... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне".

Через два года Синеус и Трувор умирают, и Рюрик начинает править единовластно. Он сажает своих мужей с варяжскими дружинами по городам Северной Руси. Согласно летописи, Рюрик правил 17 лет, поскольку под 879 годом сообщается о его смерти. Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава.

Княгиня Ольга первой на Руси приняла христианство и начала строить в Киеве храмы. Ее дело продолжил внук Ольги – киевский князь Владимир, которого в былинах называют " Красным Солнышком " (при нем и состоялось в 988 году Крещение Руси). Ольга была первой в русской истории женщиной, которая правила государством. Родилась Ольга, вероятно, около 890 году, когда она ещё совсем юной вышла замуж за князя Игоря. Много позже у них родился сын Святослав.

В 945 году, во время сбора дани, киевский князь Игорь был зверски убит древлянами. Оставшись с малолетним сыном, Ольга взяла на себя управление государством.
Прежде всего Ольга жестоко отомстила за смерть мужа: она сожгла главный город древлян Искоротень, установила в их землях тяжёлые повинности, казнила непокорных. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. Принятие христианства в Руси имело большое значение для дальнейшего развития государства. Оно закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточной -Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами.

Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества, сблизив с христианским Западом. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие (истинная вера). Русское православие пробуждало в человеке духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

«Сло?во о полку? И?гореве» — известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже). В выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в.

По?весть временны?х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год) императора Михаила. Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI-XII веков, монах Киево-Печерского монастыря.

Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: