В XVIII веке наука оформляется как система дисциплин, охватывающая все основные сферы мироздания: природу и общество, человека и его сознание. Началось углубление специализации, продолжающееся до сих пор. Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ним и социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. В связи с этим возникла потребность в классификации и систематизации знания. Уже Ф. Бэкон пытается осуществить классификацию наук в соответствии с тремя способностями, которые присущи человеческому разуму: память лежит в основе истории, воображение формирует поэзию, рассудок — источник философии. В XVIII веке наличное знание представляется в форме энциклопедии, т. е. не как система, а как набор разнообразных знаний. И это не случайно: наука все еще находится на стадии накопления и описания научных фактов, доминирует установка на разложение сложных вещей на простые и сводить все многообразие вещей и процессов к элементарным формам. Первой попыткой систематизации знаний была «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», инициатором которой был Д. Дидро, привлекший к участию в создании данной энциклопедии выдающихся ученых различных стран. Правда, в Европе такое издание оказалось под запретом, «Энциклопедия» была опубликована в России.
По мере накопления научной информации шел процесс специализации ученых. На место громоздких фолиантов, объединявших разрозненные научные и философские знания, дающие представление о существующей в то время картине мира, пришли специализированные научные исследования. В свою очередь, специализация порождает потребность в объединении специалистов и создании нового типа коммуникации между ними. Переписка на латыни, которая была одной из основных форм общения между учеными Возрождения, создала особый тип сообщества — «республику ученых». И хотя переписка между учеными и непосредственное общение между ними сохраняют свое значение и сегодня, они не могли уже удовлетворять потребности в поиске новых форм коммуникации.
Под влиянием специализации возникают объединения ученых с общими научными интересами. Такие объединения поддерживаются обществом и государством. Одним из первых было общество немецких химиков, окончательно оформившееся к концу XVIII века в единое сообщество ученых данной специализации. Коммуникация между учеными осуществляется уже на национальном языке, а обмен результатами исследований - через посредство специализированных научных журналов. Публикации обеспечивали обмен научной информацией и являлись подтверждением приоритета ученого в его открытии. Постепенно возникает собственный язык различных наук, что облегчает межнациональную коммуникацию ученых. Главным назначением журнальных публикаций становится информация о новых открытиях. Журналы превращаются в периодические издания.
Дисциплинарно организованные научные сообщества функционируют в соответствии со своими уставами и регламентом работы. Сложившиеся в XVII—XVIII веках академические учреждения и общества ученых (в частности, Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, Берлинская академия наук, Петербургская академия и др.) освобождаются от диктатуры религии и церкви и концентрируют свою деятельность преимущественно на решении текущих проблем, возникавших в науке. С целью подготовки научных кадров создаются новые научные и учебные заведения, что способствовало окончательному оформлению дисциплинарно организованной науки. Систематизация знаний и специальная подготовка ученых выступали как один из факторов формирования конкретных научных дисциплин.
Преобразования, происшедшие в XVII—XVIII веках в познавательной деятельности, создали условия для чрезвычайно быстрого роста объема научной информации. Количество научной информации, произведенной в течение условно принятой за единицу некоторого времени, удваивается в дальнейшем за вдвое меньший промежуток времени. Данная закономерность математически выражается в виде экспоненциальной кривой. Экспоненциальный рост научных знаний в ново- гнропейской культуре и сегодня выступает как один из важнейших Факторов динамизма современной цивилизации. А историческая динамика теоретического знания является ядром формирования нового ита рациональности, определяющей облик современной культуры.