Предпосылки и основания опытной науки

ГЛАВА 5 СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Новое время - это эпоха буржуазных революций, великих гео­графических открытий, становления принципиально новой государ­ственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практике. Названные процессы были сопряжены с рационализацией многих сторон общественной жизни: экономики, государственного строительства, науки и культуры. Происходит дальнейшее обособле­ние философии от религии, главную свою задачу философия видит в определении методологии научного познания. Важнейшие предста­вители философии Нового времени - Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Готфрид Лейбниц. Основ­ные проблемы, к которым обращается философия, — теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социаль­ные теории (учение о государстве и праве).

Философские системы и научные идеи античной Греции, культу­ра и университетская ученость Средневековья, научные достижения эпохи Возрождения создали предпосылки опытной науки Нового вре­мени. Собственно, Новое время ознаменовало возникновение науки в собственном смысле этого слова: профессионализация ученых и их подготовка в университетах; институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практическо­го применения достижений науки и социальный престиж ученого — все названные процессы обеспечили необходимые условия быстрого наращивания научного потенциала.

Дискуссия о природе общих понятий получила свое продолжение в формировании особых представлений о природе как единстве ин­дивидуальных вещей, которые могут иметь общие родовые признаки и существовать в соответствии с присущими им законами. Открытия в астрономии подрывали средневековые представления о «потусто­роннем» и «посюстороннем» пространстве и времени. Пространство и время трактуются как объективная реальность, одинаковая в физи­ческом смысле. Логическим следствием такого представления являет­ся вывод, что все пространственные и временные точки должны быть в физическом смысле одинаковы. Известно, что физический экспери­мент предполагает его принципиальную воспроизводимость в разных точках пространства и в разные моменты времени. Средневековые представления о пространстве и времени исключали такую возмож­ность.

В новоевропейской культуре начинает преобладать представление

о природе и человеке как совокупности многообразных явлений, обла­дающих свойствами однородности и существующих на основе общих

закономерностей. Вместо античного понятия живого, гармоничного и совершенного космоса наука и философия вводят понятие «нату­ра». Наука формируется на эмпирическом базисе, получаемом путем наблюдения и эксперимента, что дает возможность ставить природе теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного пре­образования природных объектов.

Социальные концепции Нового Времени основывались на пред­ставлении о человеке как о творце, деятельность которого аналогич­на творчеству Бога. Труд человека рассматривается не какое наказание за первородный грех, а как источник всякого богатства. Начало по­добных представлений восходит к эпохе Возрождения. В философии Возрождения утверждалась концепция бесконечности пространства Вселенной. Николай Кузанский отождествляет природу и Бога, по­казывает диалектику противоположностей абсолютного минимума и абсолютного максимума: человек подобен Богу, он есть ограничение божественного принципа. Благодаря открытию Коперника утверж­дается представление о Земле как планете, которая вращается вокруг Солнца. Галилей сформулировал исследовательскую программу — изучить закономерности движения природных объектов и небесных тел по аналогии с поведением механических устройств (в частности, орудий Венецианского арсенала). Традиция, заложенная Галилеем, была продолжена в экспериментах Гюйгенса и далее Гука и Ньютона. Классическая механика И. Ньютона стала парадигмой для науки по­следующих двух столетий. Возникновение теоретического естествоз­нания, а также становление технических и социально-гуманитарных наук кардинально изменили социальный статус ученого и науки.

Наука утверждается как бесспорная ценность цивилизации: она пс только объясняет мир, но и способствует его практическому пе­реустройству путем создания и систематического внедрения в произ- подство своих результатов в виде новой техники. Осознание эконо­мической выгодности изобретений способствовало возникновению машинной индустрии. Возникает особый тип социального развития — |тучно-технический прогресс. Изменяется и структура научного зна­ния: между естественно-научными дисциплинами и производством мииикает своеобразный посредник — научно-теоретические иссле- ломлния технических наук. Возникновение технических наук продиктовано как внутренними потребности науки, нуждающейся в своей опытно-экспериментальной базе (лаборатории, технические устройства и т. п.), так и практической необходимостью создания новой тех­ники. Благодаря научному прогрессу проектируются и создаются объ­екты, которые не могут возникнуть естественным путем. В то же время созданные человеком предметы и процессы возможны лишь тогда, мил» порождающая их деятельность соответствует законам приро­ды Классический пример — конструирование X. Гюйгенсом механи- чг» ких часов. Опираясь на открытые Галилеем законы падения тел,

он создает теорию колебания маятника и затем воплощает эту идею в устройстве часов.

Технический прогресс обусловливает возникновение инженер­ной деятельности с присущей ей специализацией: проектированием, конструированием, обслуживанием технических устройств. Вместе с появлением инженерной деятельности формируются технические науки со своим экспериментальным эмпирическим базисом и своими теоретическими разработками (например, формирование теории ма­шин и механизмов). Таким образом, технические науки заняли проч­ное место в системе развивающегося знания, обрели свое предметное поле, сформировали собственные средства и методы научного иссле­дования, свою особую картину исследуемой реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: