ГЛАВА 5 СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Новое время - это эпоха буржуазных революций, великих географических открытий, становления принципиально новой государственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практике. Названные процессы были сопряжены с рационализацией многих сторон общественной жизни: экономики, государственного строительства, науки и культуры. Происходит дальнейшее обособление философии от религии, главную свою задачу философия видит в определении методологии научного познания. Важнейшие представители философии Нового времени - Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Готфрид Лейбниц. Основные проблемы, к которым обращается философия, — теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социальные теории (учение о государстве и праве).
Философские системы и научные идеи античной Греции, культура и университетская ученость Средневековья, научные достижения эпохи Возрождения создали предпосылки опытной науки Нового времени. Собственно, Новое время ознаменовало возникновение науки в собственном смысле этого слова: профессионализация ученых и их подготовка в университетах; институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого — все названные процессы обеспечили необходимые условия быстрого наращивания научного потенциала.
|
|
Дискуссия о природе общих понятий получила свое продолжение в формировании особых представлений о природе как единстве индивидуальных вещей, которые могут иметь общие родовые признаки и существовать в соответствии с присущими им законами. Открытия в астрономии подрывали средневековые представления о «потустороннем» и «посюстороннем» пространстве и времени. Пространство и время трактуются как объективная реальность, одинаковая в физическом смысле. Логическим следствием такого представления является вывод, что все пространственные и временные точки должны быть в физическом смысле одинаковы. Известно, что физический эксперимент предполагает его принципиальную воспроизводимость в разных точках пространства и в разные моменты времени. Средневековые представления о пространстве и времени исключали такую возможность.
В новоевропейской культуре начинает преобладать представление
о природе и человеке как совокупности многообразных явлений, обладающих свойствами однородности и существующих на основе общих
закономерностей. Вместо античного понятия живого, гармоничного и совершенного космоса наука и философия вводят понятие «натура». Наука формируется на эмпирическом базисе, получаемом путем наблюдения и эксперимента, что дает возможность ставить природе теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.
|
|
Социальные концепции Нового Времени основывались на представлении о человеке как о творце, деятельность которого аналогична творчеству Бога. Труд человека рассматривается не какое наказание за первородный грех, а как источник всякого богатства. Начало подобных представлений восходит к эпохе Возрождения. В философии Возрождения утверждалась концепция бесконечности пространства Вселенной. Николай Кузанский отождествляет природу и Бога, показывает диалектику противоположностей абсолютного минимума и абсолютного максимума: человек подобен Богу, он есть ограничение божественного принципа. Благодаря открытию Коперника утверждается представление о Земле как планете, которая вращается вокруг Солнца. Галилей сформулировал исследовательскую программу — изучить закономерности движения природных объектов и небесных тел по аналогии с поведением механических устройств (в частности, орудий Венецианского арсенала). Традиция, заложенная Галилеем, была продолжена в экспериментах Гюйгенса и далее Гука и Ньютона. Классическая механика И. Ньютона стала парадигмой для науки последующих двух столетий. Возникновение теоретического естествознания, а также становление технических и социально-гуманитарных наук кардинально изменили социальный статус ученого и науки.
Наука утверждается как бесспорная ценность цивилизации: она пс только объясняет мир, но и способствует его практическому переустройству путем создания и систематического внедрения в произ- подство своих результатов в виде новой техники. Осознание экономической выгодности изобретений способствовало возникновению машинной индустрии. Возникает особый тип социального развития — |тучно-технический прогресс. Изменяется и структура научного знания: между естественно-научными дисциплинами и производством мииикает своеобразный посредник — научно-теоретические иссле- ломлния технических наук. Возникновение технических наук продиктовано как внутренними потребности науки, нуждающейся в своей опытно-экспериментальной базе (лаборатории, технические устройства и т. п.), так и практической необходимостью создания новой техники. Благодаря научному прогрессу проектируются и создаются объекты, которые не могут возникнуть естественным путем. В то же время созданные человеком предметы и процессы возможны лишь тогда, мил» порождающая их деятельность соответствует законам природы Классический пример — конструирование X. Гюйгенсом механи- чг» ких часов. Опираясь на открытые Галилеем законы падения тел,
он создает теорию колебания маятника и затем воплощает эту идею в устройстве часов.
Технический прогресс обусловливает возникновение инженерной деятельности с присущей ей специализацией: проектированием, конструированием, обслуживанием технических устройств. Вместе с появлением инженерной деятельности формируются технические науки со своим экспериментальным эмпирическим базисом и своими теоретическими разработками (например, формирование теории машин и механизмов). Таким образом, технические науки заняли прочное место в системе развивающегося знания, обрели свое предметное поле, сформировали собственные средства и методы научного исследования, свою особую картину исследуемой реальности.