Трактовка человека

Знак и значение, понимание и Смысл

Важнейшая задача, которая решалась философами и богослова­ми Средневековья, — комментирование библейских текстов, опреде­ляемое как встреча смыслов Божественного Откровения и человече­

ского понимания. Доминирующий метод познания - герменевтика, поскольку источник знания ищут в текстах Священного Писания. От­сюда - интерес к проблеме понимания, отношения смысла и Слова, а вместе с ним — знака и значения.

Впервые попытка анализа знака и значения, знания и понимания, вещи «самой по себе» и вещи, постижение которой позволяет прикос­нуться к божественному в ней, содержится в трудах Аврелия Августина (354—430 гг.). Назначение человека, рассуждает Августин, причаще­ние Богу, т. е. истинному бытию. А чтобы решить эту задачу, нужно понять, что это такое. Обычный опыт человека обращен к вещам. Но существуют вещи, которые имеют двойственное назначение: они существуют как знак, обозначение чего-либо и при этом выступают в собственной функции вещи как таковой. А есть вещи, которые ни­чего не обозначают. Но поскольку все вещи сотворены Богом, то в них заложен Его Промысел, и, значит, не существует вещей, не имеющих значения и не являющихся знаками. Познание и есть обнаружение значения вещи. Оно доступно всем людям, поскольку значение, по­лагает Августин, зависит не столько от самой вещи, сколько от взаим­ного согласия людей. Вторым и самым важным этапом познания вещи является понимание, т. е. постижение смысла вещи. Смысл — это во­площенное Слово, а понимание - непосредственное прикосновение к самой вещи, это мысль, причастившаяся незначимой Истине, т. е. Богу (См. подробнее: Философия / под ред. проф. В. Д. Губина и проф. Т. Ю. Сидориной. М., 2004. Гл. 3).

Непосредственно связана с проблемой понимания и дискуссия о природе общих понятий (универсалий), оживленно обсуждавшаяся практически на протяжении всей истории средневековой философии. Проблема универсалий возникает в связи с попытками комментиро­вания аристотелевских категорий, а также в связи с тем, что в обыден­ном опыте человек сталкивается с индивидуальными вещами, которые тем не менее классифицируются в соответствии с их принадлежностью к некоторым родовидовым сущностям. Существует ли общее и вещах? Или общее - всего лишь имя, которое мы даем вещам? Или общее существует и внутри, и вне индивидуальных вещей? Реализм как философская концепция, одержавшая победу над иными вариантами решения данной проблемы, утверждает: общее существует до вещей (в уме Бога, создающего вещь), в вещах как реализация задачи Творца и после вещей. Номинализм, напротив, утверждает: общее существует к уме людей как имя, которое они дают сходным вещам, и после вещей, но никак не в самих вещах, которые индивидуально неповтори­мы Концептуализм связывает общее (род) с сущностью вещи, которая пмрижается в Слове.

Христианская теология определяет человека как образ и подобие Бога. Подобно тому, как Бог — Творец мира, так и человек — творец (но

с маленькой буквы, в отличие от Бога-Творца). Бог даровал человеку свободу, и потому человек способен на поступок. Поступок — всегда действие, но результат действия есть синтез Провидения и судьбы. («Человек предполагает, а Бог располагает», утверждает русская по­словица.) Идея вочеловечения Бога определяет путь причащения Богу, к достижению спасения. Этот путь — самопознание, которое призвано открыть человеку Бога в себе самом. Но самопознание возможно в акте исповеди, призванной помочь человеку раскрыть душу, покаяться, очистить ее в истовой молитве от греховных помыслов и принять ис­купление. Исповедь призвана поставить под контроль сознания лич­ности все помыслы, все движения души (Христос: «Не согреши в мыс­лях»). Институт Исповеди оказал значительное влияние на человека, преобразил его, поскольку исповедь побуждала его рефлектировать, осмысливать свои действия, соизмерять их с христианской моралью. В истории культуры исповедь стала не только ритуалом, но и особым литературным жанром («Исповедь» Аврелия Августина, «Исповедь» Жан Жака Руссо, Н. В. Гоголя, JI. Н. Толстого). Европейская культу­ра в высшей степени психологична — в этом также просматривается влияние исповеди как неотъемлемого элемента духовной жизни хри­стианина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: