Проблема объективности социально-гуманитарного познания

Проблема реальности объекта социально-гуманитарного познания неразрывно связана с определением критериев объективности знания. В общепринятом значении объективно то, что не зависит от челове­ческого сознания. Но общество — продукт сознательной деятельности людей, культура — создание человека, а человек — самосозидающее су­щество. Социальное познание предстает как самосознание. Возможно ли объективное исследование общества? История скептицизма являет­ся, как это ни парадоксально, дополнительным аргументом в пользу доверия к познающему субъекту. Данный принцип распространяется и на субъекта естественнонаучного познания, и на субъекта, познаю­щего общество. При всей обоснованности предложенного принци­па остается нерешенным вопрос, тождественен ли данный принцип в науке в целом, или в социально-гуманитарных науках он имеет свою специфику и границы.

Как уже отмечалось, общество — продукт совместной деятельно­сти и общения людей. Деятельность человека орудийна, предметна, предполагает коммуникацию действующих субъектов. Иными слова­ми, деятельность человека предполагает использование объективныхсредств, поскольку и средства, и предметы труда, и условия общения, и язык предзаданы субъекту, являются реальностью, которая созда­валась другими людьми и обусловливает единство их опыта. Отсюда следует вывод, что объективность социально-гуманитарного познания специфична и имеет интерсубъективный характер. Интерсубъектив­ность определяется как «свойство опыта о мире различных субъектов, связанное с объективностью, независимостью этого опыта от лич-

постных особенностей и ситуаций» (Новая философская энциклопе­дия. М., 2001. Т. 2. С. 135). Понятие интерсубъективности пдзволяет понять индивидный характер социальной реальности. Оно преодоле- иает ограниченность номинализма и реализма, поскольку раскрывает различные аспекты взаимоотношений людей в обществе, классифи­цирует их, выявляя социально-типическое, массовое, расширяет воз­можности социального прогнозирования и управления.

В аналитической философии понятие интерсубъективности рас­крывается через анализ значений языковых и логических форм. Если смысл индивидуально-личностен, то значения языка интерсубъектив- иы, что обеспечивает эффективную коммуникацию, взаимопонима­ние и взаимодействие людей. В феноменологической социологиии ин­терсубъективность раскрывается через типологию структур поведения и сознания, формируемых в совместной деятельности и общении. Глав­ное достижение феноменологической социологии — доказательство того, что сознание человека не является результатом механической адаптации к обществу как среде своего существования, сознание че­ловека внутренне социально. В феноменологии Гуссреля понятие ин­терсубъективности раскрывается через метафору «жизненного мира», лежащего в основе непосредственных и опосредованных связей между людьми, которые осознаются либо не осознаются, но которые являют­ся общими для участников социального взаимодействия. По мере овла­дения технологиями поведения, труда, быта происходит рутинизация деятельности, которая хотя и протекает не без контроля сознания, тем не менее многие операции выполняются автоматически. Мир повсед­невности или «жизненный мир» является почвой для формирования обыденного познания, достоверность которого самоочевидна. В про­цессе коммуникации индивидов повседневность, обусловливающая единство человеческого опыта, позволяет понять Другого по аналогии с собой, своей субъективностью. Это обеспечивает возможность объ­ективного знания об обществе и сознаниях других людей. Взаимный контроль и сопоставление опыта индивидов, повторяемость действий, ведущих к ожидаемому результату, создают представления, достовер­ность которых не вызывает сомнения. Любое теоретическое позна­ние подвергается критическому испытанию здравым смыслом. Наука и философия, здравый смысл и опыт, определяемый как интерсубъек­тивность, обыденное и художественное познание в совокупности обе­спечивают объективность социально-гуманитарного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: