Проблема реальности объекта социально-гуманитарного познания неразрывно связана с определением критериев объективности знания. В общепринятом значении объективно то, что не зависит от человеческого сознания. Но общество — продукт сознательной деятельности людей, культура — создание человека, а человек — самосозидающее существо. Социальное познание предстает как самосознание. Возможно ли объективное исследование общества? История скептицизма является, как это ни парадоксально, дополнительным аргументом в пользу доверия к познающему субъекту. Данный принцип распространяется и на субъекта естественнонаучного познания, и на субъекта, познающего общество. При всей обоснованности предложенного принципа остается нерешенным вопрос, тождественен ли данный принцип в науке в целом, или в социально-гуманитарных науках он имеет свою специфику и границы.
Как уже отмечалось, общество — продукт совместной деятельности и общения людей. Деятельность человека орудийна, предметна, предполагает коммуникацию действующих субъектов. Иными словами, деятельность человека предполагает использование объективныхсредств, поскольку и средства, и предметы труда, и условия общения, и язык предзаданы субъекту, являются реальностью, которая создавалась другими людьми и обусловливает единство их опыта. Отсюда следует вывод, что объективность социально-гуманитарного познания специфична и имеет интерсубъективный характер. Интерсубъективность определяется как «свойство опыта о мире различных субъектов, связанное с объективностью, независимостью этого опыта от лич-
|
|
постных особенностей и ситуаций» (Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 135). Понятие интерсубъективности пдзволяет понять индивидный характер социальной реальности. Оно преодоле- иает ограниченность номинализма и реализма, поскольку раскрывает различные аспекты взаимоотношений людей в обществе, классифицирует их, выявляя социально-типическое, массовое, расширяет возможности социального прогнозирования и управления.
В аналитической философии понятие интерсубъективности раскрывается через анализ значений языковых и логических форм. Если смысл индивидуально-личностен, то значения языка интерсубъектив- иы, что обеспечивает эффективную коммуникацию, взаимопонимание и взаимодействие людей. В феноменологической социологиии интерсубъективность раскрывается через типологию структур поведения и сознания, формируемых в совместной деятельности и общении. Главное достижение феноменологической социологии — доказательство того, что сознание человека не является результатом механической адаптации к обществу как среде своего существования, сознание человека внутренне социально. В феноменологии Гуссреля понятие интерсубъективности раскрывается через метафору «жизненного мира», лежащего в основе непосредственных и опосредованных связей между людьми, которые осознаются либо не осознаются, но которые являются общими для участников социального взаимодействия. По мере овладения технологиями поведения, труда, быта происходит рутинизация деятельности, которая хотя и протекает не без контроля сознания, тем не менее многие операции выполняются автоматически. Мир повседневности или «жизненный мир» является почвой для формирования обыденного познания, достоверность которого самоочевидна. В процессе коммуникации индивидов повседневность, обусловливающая единство человеческого опыта, позволяет понять Другого по аналогии с собой, своей субъективностью. Это обеспечивает возможность объективного знания об обществе и сознаниях других людей. Взаимный контроль и сопоставление опыта индивидов, повторяемость действий, ведущих к ожидаемому результату, создают представления, достоверность которых не вызывает сомнения. Любое теоретическое познание подвергается критическому испытанию здравым смыслом. Наука и философия, здравый смысл и опыт, определяемый как интерсубъективность, обыденное и художественное познание в совокупности обеспечивают объективность социально-гуманитарного познания.
|
|