Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм

СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОДЕРЖАНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В логической форме знание предстает как определенная совокупность взаимосвязанных суждений о чем-либо или о ком-либо. Знания приобретаются как на основе повседневной практической деятельности людей, так и на основе теоретического осмысления действительности. Процесс приобретения знаний называется познанием. Познание представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый с помощью оперирования как чувственными, так и абстрактными формами отражения действительности.

Структура знаний многосложна. Можно выделять знания по различным видам и родам деятельности, такие как знания о производстве, об экономической, политической жизни, этические, эстетические и другие. Соответственно, существуют такие учения, как «технология металлов», «технология химического производства», «теория экономических учений», «теория государства и права», «этика», «эстетика» и др.

Можно различать знания по характеру рассматриваемых объектов-знания о явлениях природы, о явлениях общественной жизни и человека, о процессах мышления, познания. Соответственно, существуют такие учения, как физика, химия, биология, социология, социальная психология, логика, теория познания и др.

Различают знания по их соответствию действительности, как истинные или ложные, научные или ненаучные. По уровню абстрагирования знания выделяются как эмпирические и теоретические. Эмпирические знания получаются на основе наблюдения и эксперимента. Это такой уровень знания, содержание которого раскрывается на основе чувственных форм отражения действительности (ощущений, восприятий, представлений). При этом данные опыта подвергаются некоторой рациональной обработке, выражаются в понятиях, суждениях, умозаключениях. На этом уровне исследуемые объекты отражаются в сознании со стороны тех свойств и отношений, которые доступны чувственному созерцанию. Теоретические знания связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата. Это знания упорядоченные, обобщённые. На этом уровне исследуемые объекты отражаются со стороны их существенных связей и закономерностей, полученных не только из опыта, но и путём абстрактного мышления.

Как уже отмечалось, познание это процесс приобретения знания. Люди начинают приобретать знания с детских лет, приобретаются знания в школах, в ВУЗах; такой процесс приобретения знаний является приобщением конкретных людей к знаниям существующих в общественной памяти, произведённых раннее. Элементами общественной памяти являются: память взрослых людей, обладающих знаниями, рукописные и печатные книги, ЭВМ, компьютеры…. Но знания также приобретаются путём производства нового знания, не существовавшего ранее в общественном сознании. Это так называемое научное познание. Научное познание представляет собой деятельность по производству нового знания. В дальнейшем будем рассматривать именно процесс научного познания. Основу такого познания составляет практика, она же является и целью познания. Существуют различные виды социальной практики. Прежде всего, это деятельность по производству материальных благ (производство промышленной и сельскохозяйственной продукции и др.). Другой вид социальной практики это деятельность в политической сфере жизни (выполнение административно-государственной функции, участие в работе органов законодательной и исполнительной власти, участие в работе различных политических партиях и объединениях). Следующий вид социальной практики - деятельность в различных сферах духовной жизни (занятие искусством: литературой, живописью, музыкой, театральной деятельностью; деятельность в системе образования и др.). С учетом практики, целостный процесс познания осуществляется так: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практики» (В.И.Ленин).

Процесс познания осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятия, представление. К абстрактным относятся понятие, суждение, умозаключение. Чувственные формы отражения дают нам сведения о единичных предметах, их конкретных свойствах и изменениях. Приобретаются такие конкретные знания как протяженность, объём тел, их вес, состояние объекта (жидкость, газ, твёрдое тело и др.). В ощущениях и восприятиях мы получаем знание о единичном, в представлении фиксируется обобщённый образ явления, вещей, предметов.

В абстрактных формах отражения фиксируется то общее, что характерно для данного вида или класса вещей. Переход от чувственных форм отражения действительности к абстрактным осуществляется с помощью таких мыслительных процессов как абстракция отождествления и абстракция идеализация.

Абстракция отождествления – это такой процесс мысли, при котором происходит формирование и образование абстрактных понятий на основе выделения из реальной действительности объектов или их множеств и объединение их в один класс по тождественному свойству.

Например: два стола, два глаза, два дерева и т.д. независимо от природы и свойств предметов, человек отождествляет данные множества по основному свойству- иметь одинаковое количество предметов. Такая мыслительная операция отождествления приводит к появлению абстрактного понятия числа два.

Абстракция идеализация – это такой процесс мысли, при котором происходит образование идеальной абстрактной модели реального объекта, путём отвлечения от несущественных свойств объекта и наделения модели идеализированными свойствами, отражающими существенные свойства. Образуемые при этом понятия описывают идеальные объекты, которые мы в «чистом виде» в природе не наблюдаем, например понятие точки и линии; точка представляется как «абсолютно малая» по сравнению с рассматриваемыми объектами, понятие линии как «абсолютно тонкая».

В понятиях фиксируется общее, с помощью понятий мы получаем знания об общих свойствах и признаках проявляющихся в единичных предметах и выявляем сущность вещей, закономерность их изменений, то, что не даётся непосредственно в чувственных формах познания.

Абстрактные формы познания называют рациональными (от лат. рассудочный). В истории развитии философской мысли в процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм (от лат. «сенсия» - чувственность), во втором рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм. Например, представителем сенсуализма является Джон Локк, который утверждал, что в сознании нет ничего такого, чего - бы не было в ощущениях, не существует врождённых идей. Представителем рационализма является Готфрид Лейбниц, утверждавший, что существуют врождённые идеи и принципы в потенциальном неосозноном виде, и люди пользуются ими не отдавая себе в том отчёта. Эти идеи существуют в голове помимо чувственных форм отражения.

4.ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. ИНТУИЦИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что человек осознаёт не всё, что содержится в его душе. Немецкие философы Лейбниц и Кант указывали на существование в человеческой психике не только сознательно формулируемого начало, но и бессознательного.

Термин «бессознательное» часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Впервые специальное систематическое исследование бессознательного осуществил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трёхслойную структуру. Первый её слой (Фрейд называет его «ОНО») представляет собой бессознательное психическое начало. «ОНО» -глубинный слой бессознательных влечений, источник психической энергии. В этом слое властвует Эрос- инстинкт жизни, стремление к удовольствиям, к сексуальному наслаждению, и Танатос- инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. Свойственная «ОНО» безрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если бы над «ОНО» не надстроился второй слой психики –сознательное, разумное «Я». «Я» учитывает требования реальности и управляет «ОНО», как всадник лошадью. Однако «ОНО» постоянно стремиться выйти из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное «Я» не может допустить. Под влиянием родителей, воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой - «Сверх-Я»-внутриличностная совесть. Как «ОНО» так и «Сверх-Я» функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если «Я» нарушает требования «Сверх-Я», то индивид испытывает чувство вины, угрызения совести. Не всё в учении Фрейда является бесспорным и достаточно обоснованным. Но благодаря его трудам и трудам других исследователей была понята важная роль бессознательного в человеческой жизни.

Особую пограничную область между сознанием и бессознательным составляет подсознательное. Здесь проявляются промежуточные, переходные, «полусознательные» или «полубессознательные» психические процессы и состояния. В настоящее время известно, что в подсознании и в бессознательном человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. По подсчётам исследователей скорость процессов преобразования информации в области бессознательного составляет 10 бит, а в области сознания – 10 бит в секунду.

В современной литературе выделяются различные виды бессознательных психических явлений:

1. Субсенсорное восприятие – не доходящее до уровня сознания или лишь смутно осознаваемые чувственные данные.

2. Хранящаяся в памяти информация которая может включать в себя «забытые» или «полузабытые» знания и умения, а также и такие сведения, о существовании которых человек не подозревает.

3. Подсознательное мышление - идущие бессознательно процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся появившимися в сознании неизвестно, как и откуда.

4. «Автоматизированные» навыки и способы действий, которые человек первоначально выработал под контролем сознания, а затем в результате тренировки научился применять бессознательно.

5. Бессознательные установки (впервые открыты и исследованы грузинским психологом Д. Н. Узнадзе в 1930 – х. г. г.) определяющие ожидания, которые возникают у человека в той или иной ситуации, и заранее настраивающие его на соответствующее действие.

6. Непроизвольные желания, влечения, чувства, в которых субъект не

отдаёт в себе отчета. Человек может совершенно искренне объяснить своё поведение разумными, продуманными аргументами, тогда как в действительности он осуществлял действия в результате чувственных влечений.

К действиям бессознательного акта относят интуицию (от лат. Intueri- пристально смотреть). Интуиция- это внезапное озарение, мысленное проникновение в сущность вещей, постижение истины без всяких предварительных логических рассуждений. Интуиция, интуитивное постижение истины возможно в том случае, когда человек имеет уже определённый опыт, определённые знания об объектах исследования, сущность которых интуитивно выявляется. У человека, который не обладает соответствующими навыками и знаниями не возникает интуитивного озарения.

Многие мыслители в истории развитии философии и естествознании полагали, что интуиция- божественное озарение, но практика убеждает, что интуиция возникает у человека исследователя после долгих его раздумий и большой предварительной работы мозга. Интуиция имеет большое значение в научном познании. Чаще всего познающий в начале интуитивно догадывается о сущности тех или иных исследуемых объектах, о сущности законов их изменений, и только потом, путём логических доказательств и фактов приходит к установлению истины.

Рене Декарт, французский философ и естествоиспытатель к.16 начала 17 столетия, считал, что дедуктивная форма доказательства (от общего к частному) основывается на аксиомах, которые постигаются интуитивно, без всякого доказательства. Р.Декарт полагал, что интуиция в соединении с дедуктивным методом служит всеобщим критерием полной достоверности (истины). Бенедикт Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ-материалист, считал интуицию «третим родом» познания (первое чувственное, второе рациональное) наиболее достоверным и важным. Психологический механизм интуиции ещё мало изучен, но за способностью внезапно угадывать истину на самом деле стоят: накопленный опыт, приобретённые раннее знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: