СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
ГЛАВА 18
Литература
Темы докладов и рефератов
Проблема разделения социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные
Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания в настоящее время достаточно богата и обширна. Самый значительный процесс специализации - разделение науки на социальные и гуманитарные. Внутри социальных наук появляются дисциплины, исследующие отдельные социальные структуры и виды деятельности, такие, как культурология и политология, экономическая теория и искусствоведение и т. д. Гуманитарные науки концентрируются вокруг проблемы человека: это в первую очередь психология, лингвистика, педагогика и т. д. Сегодня происходит процесс дальнейшей специализации, внутреннее расслоение уже сложившихся дисциплин. Их разделение закономерно в силу специфики объекта их изучения. В то же время ни человек не может быть адекватно понят вне социума, ни общество - вне понимания роли человеческого фактора. В связи с этим происходит процесс формирования междисциплинарных исследований, объединение усилий специалистов различных областей социальногуманитарных наук.
1. Возрастание роли знания в обществе. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.
2. Проблема релятивизма в историко-философском контексте. Релятивизм в исследовании социальных фактов.
3. Специфика социального и юридического факта (сравнительный анализ).
4. Идеалы и нормы в социально-гуманитарном познании.
5. Теоретическое и эмпирическое в социальном и гуманитарном познании.
6. Методология «наук о природе» и «наук о духе»: проблема их соотношения.
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Дипьтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.
3. Зиммель Г. Как возможно общество // Избранное: в 2 т. М., 1994. Т. 2: Созерцание жизни.
4. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
5. Рикёр П. История, память, забвение. М., 2004.
6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
7. Система гуманитарного и социально-экономического знания. М., 2001.
8. Социальное знание и социальные изменения. М., 2001.
9. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.
Понятие субъекта в философии многозначно и многосмысленно. Оно соотносительно с понятием «объект» и, соответственно, имеет множество смысловых оттенков, порождаемых системой отношений с объектом. Под субъектом понимается человек, вступающий в контакт с внешним миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя, свои качества и силы в процессе решения практических и духовно-теоретических задач. Неотъемлемое свойство практической и духовно-теоретической деятельности человека — субъективность. В предметно-практической дея+ельности субъективность выражается в том, что человек, преобразуя природу, опредмечивает свои сущностные силы, создает вторую природу,'которая, по выражению Фихте, есть зеркало человека, в котором он созерцает самого себя. В то же время отношение субъекта к миру представляет собой сложный процесс, существенно влияющий на формирование личности, ее практических и духовных способностей.
Субъективность познавательной деятельности человека в традиционной философии рассматривалась негативно, как символ ненадежности и ограниченности человеческого опыта. Так, Р. Декарт, разделив в своей дуалистической онтологии материю и дух, тем самым противопоставил субъект и объект, провозгласив верховной субстанцией познания Бога. Что же касается знаний, полученных человеком, то их необходимо подвергнуть строжайшей проверке на достоверность и устранить все, что не является самоочевидным. Ф. Бэкон своей классификацией «идолов» указывает на препятствия к постижению истины, содержащиеся в самой человеческой природе. Утверждение материалистической онтологии создало предпосылки понимания субъекта как пассивной, а материи как активной стороны познавательного процесса. Классическим выражением данной установки является формула В. И. Ленина: «материя воздействует на органы чувств и производит ощущения». Получается, активность материи сама по себе является гарантом истинности наших знаний. При такой трактовке задача познания — устранить, элиминировать субъективный фактор как препятствующий получению объективно истинного знания. Противоположная установка опирается на представление о познании как процессе, определяемом самим сознанием. Отсюда проистекает необходимость выработки норм, идеалов, принципов познавательной деятельности, призванных корректировать и направлять деятельность сознания к получению относительно достоверного знания. В истории философии имели место как абсолютизация роли субъекта (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант), так и многочисленные поиски элиминации субъекта, полной или частичной объективации познания и поиски надежных
критериев истинности человеческого знания. Попытки элиминации субъекта, исключения человеческого измерения, которое объявлялось несущественным, были обречены на неудачу, поскольку человеческое познание, так как оно осуществляется самим человеком, бессубъектным быть не может.
Понятие субъекта получает содержательную характеристику через раскрытие оппозиции «трансцендентальный — эмпирический» субъект. Трансцендентальный субъект — субъект вообще, или идеальный субъект, наделяется абсолютными свойствами, предстает в воображении исследователя как наблюдающее сознание вообще, не ошибающееся, не заблуждающееся, мыслящее всегда правильно, это непсихологический, идеально мыслящий феномен, которого нет в природе, Трансцендентальный субъект создает мир математизированного бесстрастного теоретизма. Декарт сближает понятия Бога и трансцендентального субъекта. Именно Бог удостоверяет возможность существования истинного знания, поскольку он вложил в человеческий разум идеи, не подвергающиеся сомнению. Бог Декарта и есть тот идеал познания как высшего совершенства, лишенного всех слабостей и несовершенств конкретного человека. В отличие от Бога мыслящее «Я» Декарта есть субъект вообще, лишенный каких бы то ни было индивидуальных качеств. Иными словами, это субъект, который предполагается в строго научном познании, т. е. естественно-математическом, внеэмпирическом. Однако введением понятия трансцендентального субъекта ни Декарт, ни другие мыслители прошлого не смогли устранить проблему соотношения трансцендентального и эмпирического субъекта. Безусловно, понятие теоретического трансцендентального субъекта значимо в методологии научного познания, поскольку ориентирует на выявление всеобщих, предельно абстрактных представлений о всеобщем и необходимом в познании. Однако данная категория не исчерпывает понятие «субъект», поскольку реальный процесс познания осуществляет конкретный эмпирический субъект, телесный, действительный, существующий во времени и в контексте определенной культуры и социума. Он представляет целостность мышления, деятельности, чувства, соответствует психологическому субъекту, хотя и не тождественен ему, имеет индивидуальную и коллективную составляющую. В противоположность трансцендентальному реальный субъект познания, человек познающий — это волящий, чувствующий, оценивающий, заблуждающийся, живой человек. Именно такой эмпирический субъект, взятый в многообразии его сил и способностей, является реальным носителем и производителем знания. В характеристике субъкт-объектных отношений познание выступает как отражение, предполагающее единство познания с предметно-практической деятельностью и коммуникацией, обусловленных социокультурной природой познающего субъекта.