Коллективный субъект, формы его существования

Научное сообщество как субъект познания. Познание — одна из важ- 11ейших форм деятельности человека, необходимое условие его жизни. Возможность производства знания создается предшествующим знани­ем, опираясь на которое, человек обеспечивает приращение и развитие знания. Поэтому постановка вопроса о субъекте познания предпола­гает выявление роли надличностного предпосылочного знания (мира знания, по выражению К. Поппера), создателем которого является коллективный субъект, т. е. все человечество. В наиболее развернутой форме идея надличностного знания, абсолютного духа содержится и философии Гегеля, где абсолютный дух объективируется в действи­тельности, в обществе, религии, философии, искусстве. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни, субъективный дух - сферу индивидуального сознания, абсолютный дух реализуется в ис­кусстве, религии, философии. Объективный дух понимается Гегелем как сверхиндивидуальная духовная целостность, возвышающаяся над единичными волями. Хотя Гегель и формулирует идею некого внелич-

ностного духа, являющегося субъектом самопознания, он не тожде­ственен современному пониманию коллективного субъекта.

Коллективный субъект есть носитель определенных норм деятель­ности, познания и коллективного сознания, формируемый в межсубъ- ектной коммуникации и реализующий общепринятые нормы позна­ния, разделяющий общие теоретические установки, объединенный общими исследовательскими задачами. В характеристике коллек­тивного субъекта познания возможны аналогии с индивидуальным субъектом: целеустремленность поисковой деятельности, коллектив­ное решение познавательных задач, коллективное мышление по типу «мозгового штурма», коллективной памяти, традиций, образцов, раз­работка методов научного исследования, коррекция работы по резуль­татам анализа проделанной работы и устранение ошибок и т. д. Ино­гда говорят об эмоциональной составляющей коллективного субъекта: коллективные настроения, общие переживания и т. п. Однако чувства существуют только внутриличностно, и можно говорить лишь о кол­лективной опосредованности чувств индивидов. Особенностью кол­лективного субъекта является то, что, хотя он состоит из индивиду­альных субъектов, изменение коллектива относительно независимо от входящих в него индивидов: индивиды приходят и уходят, а сложив­шийся коллективный субъект со всеми присущими ему познаватель­ными ценностями и традициями остается.

Основные формы существования коллективного субъекта были охарактеризованы в разделе «Наука как социальный институт». Это научное сообщество, научный институт, научная школа, исследова­тельская группа.

Научное сообщество - самый многочисленный коллективный субъект, это объединение ученых, работающих в одном направле­нии, разделяющих общие теоретико-методологические установки, его формирование осуществляется в системе образования и научной коммуникации. Социально-гуманитарное познание формирует соот­ветствующее его специфике дисциплинарно структурированное науч­ное сообщество. Поскольку социально-гуманитарное познание в силу своей специфики является выразителем определенных социальных ценностей и норм, постольку можно говорить об известной ангажиро­ванности научных исследований. Интересы и творческие поиски науч­ного сообщества, как правило, выполняют определенный социальный заказ и в то же время не могут абстрагироваться от состояний обще­ственного сознания, от состояния общества в конкретный момент его истории. Так, депрессия или обнищание населения, непопулярные реформы так или иначе проявляются на результатах научного поис­ка. Можно предположить, что индивидуальный субъект социально­гуманитарного познания более свободен в определении своего мнения и оценки текущих событий.

Научные школы создаются, как правило, выдающимися учеными. Они возникают стихийно, и его состав образуют ученики и последо­

ватели известного ученого (например, Тартуская школа М. Ю. Лот- мана, объединившая ученых, исследующих тексты культурй в рамках семиотической методологии). Можно отметить, что в условиях тота­литарных режимов создание научных школ социально-гуманитарного направления — явление довольно редкое.

Исследовательские группы в социально-гуманитарном познании, как правило, создаются для выработки рекомендаций в локально огра­ниченной сфере общественной жизни (проблемы транспорта, боль­ниц, торговли и т. п.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: