Научное сообщество как субъект познания. Познание — одна из важ- 11ейших форм деятельности человека, необходимое условие его жизни. Возможность производства знания создается предшествующим знанием, опираясь на которое, человек обеспечивает приращение и развитие знания. Поэтому постановка вопроса о субъекте познания предполагает выявление роли надличностного предпосылочного знания (мира знания, по выражению К. Поппера), создателем которого является коллективный субъект, т. е. все человечество. В наиболее развернутой форме идея надличностного знания, абсолютного духа содержится и философии Гегеля, где абсолютный дух объективируется в действительности, в обществе, религии, философии, искусстве. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни, субъективный дух - сферу индивидуального сознания, абсолютный дух реализуется в искусстве, религии, философии. Объективный дух понимается Гегелем как сверхиндивидуальная духовная целостность, возвышающаяся над единичными волями. Хотя Гегель и формулирует идею некого внелич-
|
|
ностного духа, являющегося субъектом самопознания, он не тождественен современному пониманию коллективного субъекта.
Коллективный субъект есть носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, формируемый в межсубъ- ектной коммуникации и реализующий общепринятые нормы познания, разделяющий общие теоретические установки, объединенный общими исследовательскими задачами. В характеристике коллективного субъекта познания возможны аналогии с индивидуальным субъектом: целеустремленность поисковой деятельности, коллективное решение познавательных задач, коллективное мышление по типу «мозгового штурма», коллективной памяти, традиций, образцов, разработка методов научного исследования, коррекция работы по результатам анализа проделанной работы и устранение ошибок и т. д. Иногда говорят об эмоциональной составляющей коллективного субъекта: коллективные настроения, общие переживания и т. п. Однако чувства существуют только внутриличностно, и можно говорить лишь о коллективной опосредованности чувств индивидов. Особенностью коллективного субъекта является то, что, хотя он состоит из индивидуальных субъектов, изменение коллектива относительно независимо от входящих в него индивидов: индивиды приходят и уходят, а сложившийся коллективный субъект со всеми присущими ему познавательными ценностями и традициями остается.
Основные формы существования коллективного субъекта были охарактеризованы в разделе «Наука как социальный институт». Это научное сообщество, научный институт, научная школа, исследовательская группа.
|
|
Научное сообщество - самый многочисленный коллективный субъект, это объединение ученых, работающих в одном направлении, разделяющих общие теоретико-методологические установки, его формирование осуществляется в системе образования и научной коммуникации. Социально-гуманитарное познание формирует соответствующее его специфике дисциплинарно структурированное научное сообщество. Поскольку социально-гуманитарное познание в силу своей специфики является выразителем определенных социальных ценностей и норм, постольку можно говорить об известной ангажированности научных исследований. Интересы и творческие поиски научного сообщества, как правило, выполняют определенный социальный заказ и в то же время не могут абстрагироваться от состояний общественного сознания, от состояния общества в конкретный момент его истории. Так, депрессия или обнищание населения, непопулярные реформы так или иначе проявляются на результатах научного поиска. Можно предположить, что индивидуальный субъект социальногуманитарного познания более свободен в определении своего мнения и оценки текущих событий.
Научные школы создаются, как правило, выдающимися учеными. Они возникают стихийно, и его состав образуют ученики и последо
ватели известного ученого (например, Тартуская школа М. Ю. Лот- мана, объединившая ученых, исследующих тексты культурй в рамках семиотической методологии). Можно отметить, что в условиях тоталитарных режимов создание научных школ социально-гуманитарного направления — явление довольно редкое.
Исследовательские группы в социально-гуманитарном познании, как правило, создаются для выработки рекомендаций в локально ограниченной сфере общественной жизни (проблемы транспорта, больниц, торговли и т. п.)