ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ
ГЛАВА 20
Темы докладов и рефератов
Литература
1. Белов В. А. Ценностное измерение науки. М., 1989.
2. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке //Избранные произведения. М., 1990.
3. Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005. Гл. 10.
4. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.
5. Проблема ценностного статуса на рубеже XXI века. СПб., 1999.
6. Рикер П. История и истина. СПб., 2002i
7. РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
8. Шредингер Э. Наука и гуманизм. М., 2001.
9. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Соч. в 2 т. М., 1966. Т. 1.
1. Сциентизм и антисциентизм как альтернативные оценки роли науки в развитии общества.
2. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.
3. Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации.
4. Благо и истина как классические и неклассические регулятивы познания.
5. Когнитивные ценности, их природы и функции.
|
|
6. Работа М. Вебера «Смысл «свобода от оценки» в социологической и экономической науке».
Понятие жизни чрезвычайно широко по объему, поскольку включает в себя все ее возможные виды как явления космического порядка. Содержание понятия жизни раскрывается в дихотомии «живое — неживое», отличительные признаки которых дают самое общее представление о жизни. В Новой философской энциклопедии (М., 2001) жизнь определяется как «специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т. е. в соот- нетствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением и соответствии с этой программой. Код, с помощью которого записывается наследственная программа, универсален, так что все живые существа используют одну и ту же универсальную схему для кодиро- нания, переноса (и перевода) информации и биосинтеза» (Т. 2. С. 29). Строение генома обеспечивает сохранение консервативной стороны наследственности, а его подвижная часть - изменчивость.
Б. Рассел отмечает такую особенность жизни, как направленность, которая характеризуется следующими особенностями: 1) прекращением действия с достижением цели; 2) продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов и способностью их комбинирования, если цель не удается достигнуть; 4) ограничением направленного поведения внешними условиями.
Происхождение жизни во многом является загадкой, поскольку ни одна из имеющихся гипотез не получила экспериментального подтверждения. Так, гипотеза, предполагающая, что жизнь занесена из космоса, фактически уходит от ответа на вопрос о происхождении жизни. Гипотеза естественного происхождения жизни и гипотеза о со-
|
|
твонорении живого, при всей противоположности породивших их установок, не обеспечены достаточным материалом для своего обоснования и потому могут быть приняты только на веру.
Жизнь — уникальное явление природы, ее сохранение - нравственная задача всего человечества. Принцип благоговения перед жизнью, провозглашенный А. Швейцером, призван определить от- нетственность каждого человека, и ответственность здесь не должна переноситься на власти, право, общество в целом (хотя такого рода ответственность существует). Но если каждый человек в своем повседневном поведении не будет руководствоваться данным принципом, жизнь на Земле всегда будет находиться под угрозой уничтожения.
Названные характеристики живого проявляются и в истории человечества, и в истории и жизни отдельного человека. Так или иначе, жизнь человека в биологическом смысле обладает всеми признаками жизни вообще. Тем не менее жизнь человека, общества и культуры - несравненно более богатое явление, чем жизнь в ее биологическом смысле. В социально-гуманитарном познании категория «жизнь» занимает центральное место, т. к. все проявления общества и существование человека возможны только там, где есть жизнь.