История — одна из форм проявления жизни

В контексте истории категория «жизнь» позволяет характеризовать человечество как единый организм. «История есть развитие духа в недрах человечества», — утверждает П. Рикер (Рикер П. Память, история, забвения. М., 2004. С. 423). Дильтей определяет историю как объективацию жизни во времени, как организацию жизни в соответствии отношениями времени и действия. Жизнь по своему материалу состовляет одно с историей. История никогда не завершается, она есть» целое, в котором жизнь индивидов получает продолжение. Только истории человек обретает свое бессмертие, поскольку именно историясоздает механизмы, сохраняющие целостность сообщества людей возможность продолжения и актуализации опыта предшествующих поколений. В качестве механизмов, сохраняющих целостность исторического опыта, являются, в частности, социальная память и забвение, память объединяет поколения. Как личная, так и социальная память обогащается историческим прошлым, ставит нас в коммуникацию «предельным референтом исторической репрезентации, т. е. с че­шском, бывшим когда-то живым и стоящим за тем, кто отсутствует то дня» (Там же. С. 536). История — всего лишь жизнь, рассматривает с точки зрения целостного человечества. На основе того, что содержится в источниках, историк выявляет взаимосвязь действий, ход событий. Он призван к тому, чтобы привести к осознанию реальный ходд событий

Зиммель Георг (1858—1918) полагал, что предметом философии является мир в его целостности. Целостность мира проявляется в каждой конкретной вещи, что объясняет различие дистанций познавания, различие дистанций определяет различие образов мира. Поэтому индивид живет в нескольких мирах, и в этом Зиммель видит источник его утренних конфликтов, имеющих внутреннее основание в жизни. Обращаясь к исследованию социологии культуры, Зиммель объсняет различие ее форм в различии форм обобществления. По содержанию культурные формы различаются в зависимости от степени отдаленности от непосредственного переживания «потока жизни», особенно критически Зиммель относится к современному культурно- развитию Запада. В постоянном усилении разрыва между формами Содержанием потока жизни Зиммель видит источник опустошения культурных форм, сопровождающегося индивидуализацией человека величием человеческой свободы. Зиммель рассматривает жизнь к порыв, как чистую бесформенную витальность, она реализуется в самоограничении посредством ею же создаваемых форм. На витальном уровне эта форма и граница - смерть, которую несет сама жизнь. На трансвитальном уровне жизнь преодолевает собственную ограни-

ченность, «порождая жизнь» и «более-чем-жизнь», т. е. такие формы культуры, которые противостоят текучести и изменчивости жизни, ограничивают необузданные проявления бесформенности жизненно!! витальности. Однако культура противостоит не только витальности, голой жизненной силе, воплощенной в творчестве и эмоциональны)! движениях. Факты жизни, такие, как творчество, труд, становятся ценностями культуры лишь тогда, когда превосходят рамки своего природного существования. Возвысившись над жизнью, культура об ретает собственную динамику и логику развития, а будучи оторванной от жизненной стихии, культура лишается жизненного содержания, превращаясь в пустую форму. Противоречие культуры и жизни иг может быть примирено, так как жизнь не способна выразить себя вне культуры, а культура не в силах дать жизни адекватное ей выражение В осознании неизбывности этого противоречия и состоит трагедии культуры жизни.

Освальд Шпенглер (1880-1936) подчеркивал, что основными сред ствами познания живых явлений и в особенности истории человече ства являются вживание, созерцание, сравнение, непосредственна»! внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия. История чело вечества не может исследоваться теми же методами, которые исполь зует естествознание. В качестве ключевого понятия в историческом исследовании Шпенглер считает прафеномены истории, т. е. чистое созерцание идеи, выражающей сущность вида. Это идеальный экзем пляр, в котором можно созерцать высшее воплощение сущности тот или иного вида организма. Шпенглер полагал, что таким прафеномс ном прошедшей и будущей мировой истории является культура. Он выделил восемь таких культур, существовавших в истории человече ства: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римскня (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевро пейская (фаустовская) и культура майя. Русско-сибирская культур», полагал Шпенглер, находится в стадии зарождения. Каждая культурн представляет собой живой организм, имеющий свой срок жизни (ты сяча лет) и свою душу, определяющую отношение к миру, прошло му, смерти, месту человека в мире и т. д. Описывая многообразные культуры, имевшиеся в истории человечества, Шпенглер приходи i к выводу, что каждая культура проходит стадии зарождения, расцвети и упадка. Она возникает на определенной почве, в строго ограничен ной местности, и подобно человеку, рождается и проходит этапы дет ства, юности, возмужалости и старости. Завершается жизнь культуры ее вырождением в цивилизацию. Если культура — живой организм, m цивилизация - мертвый механизм. Основные признаки цивилизации появление мировых городов, появление городской массы (народом считается городское население), денег, дух которых проникает во псе сферы существования людей, мировые войны за передел мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: