Ценности имеют фундаментальное значение в жизнедеятельности личности в целом, в познавательной деятельности - в особенности. И. Кант придавал особое значение регулятивной роли ценностей. Рассматривая диалектику теоретического и практического разума, Кант отдавал приоритет последнему. Он считал, что человек как индивид, по своему эмпирическому характеру стоит ниже законов природы, находится под влиянием внешнего мира и, значит, несвободен. Но в силу своего «познающего» характера человек свободен, поскольку следует только своему практическому разуму, свободно, по внутреннему побуждению, а не по внешнему принуждению выполняя свой моральный долг. Функция разума в познании определяется Кантом неоднозначно. С одной стороны, Кант критикует разум, ставящий перед человеком неразрешимые задачи установления конечных оснований мироздания, постижения абсолютного, полного и исчерпывающего знания. В поисках ответов на вопросы, поставленные разумом, человек устремляется за пределы опыта, распространяет свой ограниченный опыт на безграничные просторы мироздания и впадает в неразрешимые противоречия. В то же время, полагает Кант, разум выполняет регулятивную роль в познании, поскольку он определяет принципы: получать максимально объективное, максимально точное знание. Это требование выражает высшую ценность научной рациональности, как она понималась в XVIII веке.
|
|
В чем конкретно проявляется связь ценностей и познавательной деятельности? Как известно, наука ценностно нейтральна, поскольку производит знание о том, что есть, реально существует. Но знание о реальности может выполнять и регулятивную, ценностно ориентирующую функцию. Знание в форме долженствования возникает в связи с возрастанием влияния на научный процесс теорий и концепций, продемонстрировавших высокую эффективность. Известно, например, что Т. Кун характеризовал парадигму как образец научной деятельности, аналогична и роль «жесткого ядра» исследовательской программы Лакатоса. В современной науке наблюдается возрастающее методологическое влияние синергетики, виртуалистики, глобального эволюционизма, глобалистики и т. д. Аналогична методологическая роль социально-гуманитарного знания, о чем свидетельствуют рассуждения К. Поппера о влиянии на его познавательные интересы марксизма и фрейдизма. И все же ценностная детерминанта социального знания и количественно, и качественно отличается от роли ценностей
в науках о природе. Это различие особенно ощутимо при сопоставлении объектов социального и естественно-научного познания.
|
|
Обратимся к рассмотрению названных различий. М. М. Бахтин отмечает неразрывную связь любого культурного творческого акта человека «... с чем-то уже оцененным и как-то упорядоченным, по отношению к чему он должен ответственно занять теперь свою ценностную позицию. Так, познавательный акт находит действительность уже обработанной в понятиях донаучного мышления, но, главное, уже оцененною и упорядоченною этическим поступком: практически- житейским, социальным, политическим; находит ее утвержденной религиозно, и, наконец, познавательный акт исходит из эстетически упорядоченного образа предмета, из виденья предмета» (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 24). В отличие от наук о природе ценностно детерминированным является не только выбор объекта исследования, но и сам объект социально-гуманитарного познания. И это не случайно: все проявления жизнедеятельности человека, социальные отношения и институты, имея прямое отношение к насущным потребностям личности и общества, по природе своей не могут быть ценностно нейтральными. Исторически в научном познании сформировались как внутри- научные регуляторы, так и внешние по отношению к науке социокультурные правила, образцы, требования. Социально-гуманитарное познание испытывает на себе давление национальных, религиозных, материальных, политических, идеологических и иных социокультурных факторов, недооценивать которые невозможно. Существуют ценностные регуляторы, являющиеся как внутренними, так и внешними по отношению к научному познанию. Это всеобщие ценности, приобретающие специфическое содержание в зависимости от их отношения к конкретным явлениям. Таковы конкретно-исторические нормативные представления о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это нормы, иногда принимающие более жесткую форму стандартов, правил, канонов, эталонов. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности.
Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.
Особое место в системе духовных ценностей принадлежит идеалу. Идеал — представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ совершенства и завершенности не имеет аналога в эмпирически наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Идеальная форма бытия ценностей реализуется в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом. Но идеал заявляет о своем существовании в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, либо воплощаться символическими средствами языков культуры. Таким образом, социальный контекст существования науки может сказать о ценностных ориентирах познания больше, чем это осознает сама наука в этот период. Как показал М. Полани, в процессе обучения у будущего ученого формируются установки, неосознаваемые комплексы предпочтений, составляющих огромный массив ценностно детерминированного личностного знания, которое, по существу, является результатом инкорпорирования социально и политически санкционированных ценностей.
|
|
К внутринаучным регуляторам познания относятся истинность, логическая правильность, практическая приложимость теории, критерий познавательной значимости, верифицируемость, объяснительный потенциал теории, критический рационализм, фальсифицируемость теории и другие. Помимо названных критериев оценки знания общенаучного характера, в социально-гуманитарном познании большое значение принадлежит влиянию ценностей на процесс интерпретации, объяснения и описания. Особое место среди ценностных ориентиров научного познания занимает ценность научной объективности. Практически все ученые в качестве одной из ведущих ценностей научного познания называют объективность. В частности, Макс Вебер отмечает: «Объективная значимость всякого эмпирического знания состоит в том — и только в том, — что данная действительность упорядочивается по категориям в некотором смысле субъективным, поскольку, образуя предпосылку
|
|
нашего знания, они связаны с предпосылкой ценности истины, которую нам может дать только опытное знание» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 412).
Понятие науки неразрывно связано с рациональностью как важнейшим критерием научности знания. Ю. Хабермас, не отрицая влияния ценностных, идеологических и иных влияний на социальногуманитарное познание, тем не менее считает необходимым выдвинуть требование опоры на рациональные предпосылки интерпретации, оценок гипотез, выражаемых ученым. Эти требования следующие: независимость от социально-политического контекста; ценностная нейтральность; определение оснований, которые позволяют автору высказывать свои суждения. Хабермас подчеркивает, что значение текста может быть понято лишь в той мере, в какой читателю удается постичь, почему автор чувствовал себя вправе высказывать (в качестве истинных) определенные утверждения или признавать определенные ценности и нормы, выражать определенные чувства или приписывать их другим.
Существенное влияние на научный процесс оказывают этические ценности. Как уже отмечалось, основу научного метода должны составлять такие традиционные нравственные ценности, как объективность и рациональность. К сожалению, вопреки названным ценностям, социально-психологические исследования все чаще ставятся на службу политике с целью нахождения привлекательного «имиджа» политика и манипулирования общественным мнением
Наглядным примером является исследование Карла Манхейма, посвященное роли социально-гуманитарного знания в осуществлении контроля над бессознательным. Автор отмечает: управление массовым поведением обусловлено необходимостью эффективного контроля над коллективным бессознательным общества массового потребления, информационного общества. Карл Манхейм видит в процессе сближения науки и политики как отрицательные, так и положительные последствия. В качестве положительных он называет, в частности, сближение науки и политики, которое облегчило распространение научных идей, формирование потребности в теоретическом обосновании своих позиций. Положительным является и то, что развитие эмпирической базы социально-гуманитарных исследований сделало доступными проблемы, связанные с кризисами и потребностями общественной жизни. В результате посредством политической и социальной гипотезы социальные явления становились доступными анализу. Но ангажированность социальной науки политикой создавала и серьезные трудности: будучи подчиненной политической установке, наука не может должным образом оценивать новые факты, сохраняя свой эмпирический характер. В результате политические партии, обладая определенной гибкостью, теряют восприимчивость и гибкость, которыми они обладали до прихода к власти; кризисы политического мышления становятся
кризисами научной мысли. Теряет свое социальное значение политическая дискуссия, которая преследует цель не столько доказать свою правоту, сколько подорвать корни социального и интеллектуального существования своего оппонента. «Потому, — заключает Манхейм, - трудно решить, привела ли сублимация, замена прямого насилия и угнетения дискуссией... к фундаментальному улучшению человеческой жизни» (Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 46).