double arrow

Смысл жизни человека

Каждый человек рано или поздно ставит себе этот вопрос. Осознание смысла жизни носит исторический характер, ибо ка­ждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Передовые люди разных эпох по-разному понимали смысл человеческой жизни: В.Белинский и П.Бомарше видели его в борьбе, а Ж.-Ж.Руссо - в действии; И.Г.Фихте - в совершенствовании себя и общества, а Н.С.Лесков - в служении обществу.

Различают такие основные подходы к решению смысложизненной проблемы:

- смысл жизни - в самой жизни;

- смысл жизни выходит за пределы жизненных рамок:

- смысл жизни определяется самим человеком в своей жизни;

- смысла жизни нет.

Религиозная философия Запада утверждала, что смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, Бог наде­лил его при этом свободой воли. Смысл жизни человека заклю­чается в достижении им заданного подобия с Богом, поэтому человеку не нужно переделывать мир, и тем более самому соз­давать, а самосовершенствуясь, действовать согласно учению Бога. Смысл человеческой жизни в этой связи состоит в сохра­нении и очищении своей бессмертной души.

Согласно учению В.С.Соловьева, смысл жизни в обрете­нии добра. Нравственный смысл человеческой жизни - в про­цессе совершенствования ее духовных оснований и ее социаль­ной сущности на началах добра.

Некоторые философы находят, что смысл содержится в самой жизни. Но, в отличие от религиозной точки зрения, они утверждают, что смысл жизни человек находит в ней сам. В жиз­ни каждого из нас все имеет смысл, но его надо найти, смысл не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами. В этой свя­зи в жизни каждого должен быть смысл, человек сам должен его осознать и найти. В этом человеку помогают совесть и знания. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных фрагментов, которые индивидуальны, как уникальна, индивидуальна сама жизнь. На основе опыта человек намечает и решает ситуативные задачи.

Согласно второму подходу, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра, справедливости. В этом и есть высший смысл жизни. Но каждое поколение выступает как средство для достижения этой цели. Большинство же людей живет в нем во имя будущего, не живя в настоящем, а собираясь жить в будущем. Пока человек изо дня в день откладывает ощущения радости жизни, она проходит.

Жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, человек сам привносит его в свою жизнь. Существо сознательное и волевое, человек своими способами созидает этот смысл. Игнорируя объективные усло­вия человеческого бытия, воля, навязывающая свой смысл, пе­реходит в волюнтаризм, субъективизм, может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Многие современные молодые люди говорят, что смыслом их жизни являются удовольствия, радости, счастье. Но удоволь­ствие является лишь следствием наших стремлений, а не его це­лью. В свое время И.Кант утверждал, что удовольствие не вы­ступает в качестве цели нравственного действия, а является следствием, к которому оно приводит. Такой принцип жизни, в основе которого лежит удовольствие, привел бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия людей, потративших деньги, например на чревоугодие, разврат и благотворительность, были бы равноценны, ибо следствием всех действий является удовольствие.

Если рассматривать радость как смысл жизни, то радость, как направленная эмоция, сама должна иметь смысл. Радость, безусловно, также не самоцель, а следствие достигнутой цели.

Но в истории философии были случаи, что смысл челове­ческой жизни полностью отрицался. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, поэтому жизнь человека бессмысленна.

История человеческой мысли свидетельствует, что передовые умы упорно искали смысл жизни. Например, великий русский писатель Л.Н.Толстой утверждал, что смысл жизни - в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлений к согласию и единству людей. Философы-марксисты отме­чали, что смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего самосовершен­ствования личности. Следовательно, жизнь, наполненная смыс­лом, имеет ценность не только для индивида, а для общества в целом, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с чувством исполненного долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: