Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Амбивалентность — противоречие, неоднозначность того или иного действия, События, оценки




Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности художественного хронотопа

Хронотоп — эстетическая категория, отражающая амбивалентную1 спязь временных и пространственных отношений. М. М. Бахтин ввел понятие в литературоведение, а затем — и в социальное познание. Гудучи художественно освоен и выражен с помощью соответствующих изобразительных средств языка искусства, хронотоп раскрывает типо­логические или личностные формы объединения пространственных И нременных координат, обусловливающих вхождение индивида в сфе- 1>у культуры и определяющих рамки интенциональной направленно­сти сознания индивида. Всякое вступление в область смыслов культуры осуществляется только через ворота хронотопа. Художественный хро­нотоп позволяет втягивать пространство через сюжетное развитие, в ре­

зультате чего время уплотняется, и в каждом произведении образуется своя система частных хронотопов, развязывающих сюжетные узлы. Но, кроме того, в произведении есть и свой общий доминантный типоло­гический хронотоп, обусловленный принадлежностью данного прои i ведения к той или иной художественной традиции. Помимо этого суще ствует внеположный художественному тексту авторский и читательски!! хронотопы. Понятие хронотопа раскрывает не только эстетический смысл связи пространстваи времени, нотакже и реальное единство пространственно- временных характеристик социальности. Культура и ее смыслы не мо гут быть упорядочены в какую-либо единую систему именно по прими не того, что ни одна идея не может быть равной самой себе в разных хронотопах.

Объективным основанием понятия хронотопа является единстио пространственно-временных характеристик жизнедеятельности чс ловека как индивида и жизнедеятельности общества. Говоря о жизнс деятельности индивида, мы начинаем осознавать наличие целого ряди ограничений пространственно-временного характера. Эти ограничении обусловлены конституцией (строением) человеческого тела. Единлн и неделимая целостность человеческого тела и других живых сущес! и в среде обитания человека жестко ограничивает человеческую способ­ность передвигаться и воспринимать. Другим важнейшим ограниче нием является конечность человеческой жизни как бытия в направлс нии к смерти. Поскольку проблема времени непосредственно связями с временностью человеческого бытия, постольку актуальной для чело века всегда остается проблема смертности и бессмертия, конечное! и и бесконечности человеческой жизни. Бахтин, связывая жизнь текст с социально-историческим контекстом совершенно оправданно ищп решение проблемы бессмертия в творческом ядре личности, так клк только в творчестве и благодаря творчеству личность продолжает жим., т. е. бессмертна. Время — дефицитный ресурс. Необходимость очерел ности выполняемых программ, т. е. конструирование их выполнения ио времени, одновременное выполнение нескольких программ ускоряю! бег времени, а отрешенность человека от активной жизни замедлис! его темп. Ограниченные пределы вместимости пространства-времени, когда два человека не могут занимать одно и то же пространство, огрн ничивают физические возможности человека. В то же время существуй i повседневность, которая не может быть описана вне пространственно временных характеристик. Понятие повседневности раскрывает значи мостьфеноменов соприсутствия как фиксированногоипредустановлеп ного обстоятельства социальной жизни. Повседневность, неразрывно связанная с рутинизацией жизнедеятельности, обусловливает циклич ность времени. Социальный хронотоп обусловливает возникновент феномена «сжатия времени» в связи с развитием средств транспорта.




Понятие хронотопа, введенное в эстетику и философию М. М. Бахтиным, имеет непосредственное значение для понимания исто

рии и современности. Раскрывая понятие хронотопа как единства пространственно-временных характеристик, М. М. Бахтин акцентирует ннимание на роли контекста. «Текст живет, только соприкасаясь с дру­гим текстом (контекстом). Только в точке этого контакта текстов вспы­хивает свет, освещающий движение восприятия назад и вперед, при­общающий данный текст к диалогу. Таким образом, диалог выступает как сжатие времени, как единство двух хронотопов (места и времени). Нет границ диалогическому контексту (он уходит в безграничное про­шлое и безграничное будущее). Даже прошлые, т. е. рожденные в диало­ге прошедших веков, смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершенными,' конечными) — они всегда будут меняться (обновляясь) в процессе последующего, будущего диалога. В любой мо­мент развития диалога существуют огромные, неограниченные массы сбытых смыслов, но в определенные моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его они снова вспомнятся и оживут в обновленном виде (и новом контексте). Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой контекст понимания. Нескончаемое обновление смыслов во псе новых контекстах — далеких контекстах большого времени и в кон­текстах малого времени (современность, ближайшее прошлое и предви­димое (желаемое будущее) возникает в бесконечном и не завершимом диалоге, в котором ни один смысл не умирает» (Бахтин М. М. Эпос п роман. СПб., 2000. С. 373).

Бахтин говорит о разных хронотопах спрашивающего и отвечающего разных смысловых мирах. Взаимопонимание столетий и тысячелетий, «родов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего челове­чества, всех человеческих культур. Но все это раскрывается только на ровне большого времени.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1361; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9271 - | 7384 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  2. Билет 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХГУ-ХУ вв
  3. Биологические и физические свойства пчелиного воска
  4. Виды стандартов. Выделяют несколько видов стандартов. Применение в конкретной ситуации того или иного стандарта определяет­ся характерными чертами и спецификой объекта
  5. Внедрение. Результаты анализа со стороны руководства должны включать в себя любые решения и действия, связанные с возможными изменениями экологической политики, целей,
  6. Возвышение Москвы. Образование единого Российского государства
  7. Возраст и возрастная структура населения. Возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни
  8. Вопрос №1. Понятие единого преступления и его виды
  9. Вопрос №2. Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты
  10. Вопрос. «Гражданская война и борьба за создание единого антияпонского фронта в Китае в 1928-37гг»
  11. Вопросы для обсуждения. На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений


 

34.204.194.190 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.