Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа

Текст в социально-гуманитарном познании — это главный ис­точник информации о современном мире, благодаря текстам мы по­лучаем возможность осмыслить свою историю. Текст является также средством самовыражения человека, и в этом качестве он выступает как важнейшее средство познания создавшего его человека. Творения человеческого духа так или иначе получают свое выражение и реали­зацию посредством текстов. Поэтому текст — важнейший предмет гу­манитарного познания. В психолингвистике текст определяется как совокупность выраженных средствами языка смысловых блоков, под­чиненных основному замыслу Или целевой установке. Он есть опреде­ленная совокупность высказываний, подчиненных замыслу, автора. Если этой цели нет, то перед нами - не текст, а совокупность знаков. Язык — средство выражения смысловой информации, содержащейся в тексте. Критерий понимания текста — ориентация в основном за­мысле, экспликация смысла. Хотя в тексте автор объективировал соб­ственные субъективные смыслы, текст содержит бесконечную смыс­ловую перспективу. М. М. Бахтин отмечает: «Смысловые явления

Могут существовать в скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприятных для этого развития смысловых, культурных контекстах последующих эпох». (Бахтин М. М. Эстетика словесного июрчества. М., 1979. С. 332). Любой текст создается благодаря язы­ку, т. е. знаковой системе любой физической природы, выполняющей познавательную, коммуникативную и регулятивную функции. Знак по материальный предмет, воспроизводящий (обозначающий) пред­меты, их свойства и отношения и не имеющий с ними физического сходства. Любой знак языка обладает объективным, конвенционально («крепленным за ним значением и содержит потенцию личностных смыслов. По определению А. Ф. Лосева любой знак языка обладает бесконечной смысловой валентностью, т. е. способностью образовать (ксконечное множество сочетаний с, другими знаками, и в этом кон­тексте получать новые значения и Смысловые оттенки. Смысл опре­деляется исходя из синтаксической связи слов и той синтаксической формы, которая им придается. Анализ текста предполагает не только синтаксический анализ, но и семантический, т. е. соотнесение вы­ражений языка с денотатом, с тем, что данное слово обозначает. По­нимание текста имеет в качестве своего необходимого условия знание шачений знаков языка. Но понимание не исчерпывается такого рода буквальным значением текста а предполагает экспликацию смысла, г. е. нахождение того смысла, которое предполагал создатель текста, а также наделение текста новыми смыслами.

Э. Кассирер подчеркивал, что «основополагающие понятия каж­дой науки, средства, которыми она ставит свои вопросы и формулиру­ет свои выводы, предстают уже не пассивными отражениями данного бытия, а в виде созданных самим человеком интеллектуальных симво­лов» (Философия символических форм // Философия науки. Хресто­матия. М., 2005. С. 57).

Анализ текста направлен на выявление его скрытого содержания, обусловленного ценностно-мировоззренческими установками его создателя. Л. А. Микешина определяет два важнейших принципа ра­боты с текстом: целостность и историзм (Философия науки: общие проблемы познания. М., 2005). Принцип целостности обязывает ре­ципиента усматривать связь не только между фрагментами текста, но также с другими текстами этого же автора, авторов того же направле­ния, позволяющие вскрыть неявные требования и регулятивы, миро­воззренческие основания, вызвавшие потребность автора высказать­ся. Принцип историзма обязывает видеть связь между текстом и тем историческим моментом, когда он был создан.

В предыдущих темах мы познакомились с концепцией В. Дильтея, придавшем понятию «жизнь» статус категории «наук о духе». Диль- тей рассматривает отдельные факты жизни как значимые единицы, в своей совокупности выражающие смысл жизни личности в целом. Это и есть текст. В самом общем виде текст может быть определен как целостная система знаков языка, подчиненных единому смысловому

целому. Текст — дискурсивное единство, обладающее многосмысло­вой структурой, способной порождать новые смыслы. Иными слова­ми, текст передает не только свой собственный сознательно закодиро­ванный в знаках смысл, но и возможность порождения тех смыслов, которые в нем сознательно никем не кодировались, но которые, тем не менее, в нем потенциально содержатся. Почему это происходит? Во-первых, в силу различия между языком и речью, которая имеет индивидуально-неповторимый колорит (словарь, грамотность и пр.). Во-вторых, есть объективное, конвенционально закрепленное значе­ние знака и смысл, несводимый к знакам языка. То есть имеется воз­можность буквального декодирования высказывания либо выявле­ния его глубинного смысла, скрытого от поверхностного восприятия и требующего активности того, кто текст воспринимает. В-третьих, в восприятии текста происходит встреча автора и читателя, при ко­торой читатель может обогатить либо обеднить текст; может выявить смысл, заложенный автором, а может усмотреть тот смысл, которого автор не предполагал. В-четвертых, в тексте может содержаться как бы несколько смыслов: тот, который автор стремился передать, и те смыслы, которые оказались заложенными в тексте помимо воли авто­ра. В-пятых, восприятие текста осуществляется в определенном кон тексте, который неизбежно выявляет в тексте те смыслы, которые ак­туальны именно для данного контекста (культурного, исторического, политического и т. п.). К тому же текст сохраняется на протяжении ве­ков и тысячелетий, что также неизбежно осовременивает его содержа­ние и смысл, актуализируя одни смысловые единицы текста, оттесняя на второй и третий план другие. Историк неминуемо погружает лю­бой текст в современный контекст и потому всякая подлинная исто­рия есть история современная. Интерпретация прошлого в терминах настоящего определяется внутренними причинами. Она воскрешает одни факты минувшего и предает забвению другие.

В герменевтике различают мифоповествовательный текст (устное предание, фольклор) и письменный сложноорганизованный текст. Они различаются и по структуре, и по богатству заложенных в них смыслов. В семиотике понятие текста расширяется и включает в себя все смыслообразования, передаваемые многочисленными языками культуры.

Любой текст является выразителем социальных отношений и хра­нителем социального опыта, социальной памяти. Как особая реаль ность текст может быть понят в качестве некоторой единицы методо­логического и семантического анализа. Поэтому социальное познание всегда является осмыслением, поиском смысла и наделением смыс­лом письменных источников, исторических фактов, предметов, кото­рые создавались в определенную историческую эпоху, произведений искусства, строительной и прочей техники и т. д. Истинными источ­никами, элементами исторического синтеза являются не только до­кументы и критика, но жизнь и мысль, они заложены в фактах исто­

рии, в самой истории. Поэтому хроника событий остается «мертвым» и подготовительным материалом, а наукой становится только знание как интерпретация.

Исторический (юридический, социальный, публицистический н т. д.) факт специфичен, отличается от фактов естественных наук, прежде всего в силу особенностей его знаковой природы, поскольку любое человеческое действие означено и осмысленно, а мысль выра­жается в языке. Поэтому любой факт требует интерпретации и понима­ния. Отсюда потребность в реконструкции, деконструкции и констру­ировании факта как социолингвистических операций, направленных на выявление его глубинного исторического смысла. При этом любой факт сопровождается толкованием или пересказом. Но само толкова­ние становится фактом и подлежит новой интерпретации, толкованию и критическому переосмыслению.

Осмысленность человеческой деятельности с необходимостью де­лает ее нагруженной знаково-символическими средствами, которые несут информацию духовного содержания, выраженного материаль­ными средствами, т. е. в языках культуры. А бытие человека есть бытие человека интерпретирующего, осмысляющего, понимающего, рас­шифровывающего глубинные смыслы, которые стоят за очевидными буквальными значениями его действий. Любая реальность обретает для нас существование через «наделение смыслом». Реальность не аб­солютна для сознания, она всегда наделена смыслами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: