Определи современное государство по следующим характеристикам

Литература

1. Антология мировой правовой мысли в пяти томах. М., 1999.

2. История правовых и политических учений: учебник (в любом издании).

3. Графский В. Г. Концепция интегральной (синтезированной) юриспрудеи ции // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. М., 2001.

4. Медушевская If. Ф. Идея естественного права в законодательстве и русскоИ философии права (вторая половина XIX века). М., 2002.

5. Хеффе О. Политика, право, справедливость. М., 1994.

6. Четверти Е. А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ………………………………………………………………….3

Глава 1. Предмет и задачи философии науки………………………………………………………………………………..4

Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции…………………………………………10

1. Эволюционная эпистемология о формировании когнитивных способностей и предпосылок познания …...10

2. Мифология…………………………………………………………………………………………………………12

3. Религия как специфическая форма познания……………………………………………………………………16

4. Обыденное познание………………………………………………………………………………………………18

5. Донаучное знание………………………………………………………………………………………………….20

ГЛАВА 3. Культура античного полиса и становление

первых форм теоретической науки…………………………………………………………………………………………23

1. Социальные предпосылки культуры Античной Греции………………………………………………………..23

2. Первые попытки философского осмысления познания………………………………………………………...26

ГЛАВА 4. Наука в условиях Средневековья……………………………………………………………………………….30

1. Знак и значение, понимание и Смысл……………………………………………………………………………30

2. Трактовка человека………………………………………………………………………………………………..31

3. Наука в условиях средневековых университетов………………………………………………………………..32

ГЛАВА 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре…………………………………………………...36

1. Предпосылки и основания опытной науки………………………………………………………………………36

2. Становление дисциплинарно организованной науки…………………………………………………………...38

3. Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки

как особой области духовной деятельности……………………………………………………………………..39

4. Проблема субъекта и объекта в новоевропейской философии…………………………………………………40

5. Учение о первичных и вторичных качествах: Джон Локк (1632—1704)……………………………………...42

6. Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм………………………………………….46

ГЛАВА 6. Позитивистская традиция в философии науки………………………………………………………………...53

1. Классический позитивизм…………………………………………………………………………………………………............53

2. Эмпириокритицизм ……………………………………………………………………………………………….55

3. Неопозитивизм…………………………………………………………………………………………………….58

ГЛАВА 7. Расширение поля философской проблематики * постпозитивистской философии………………………...63

1. Концепция К. Поппера (1902-1994)………………………………………………………………………………63

2. Концепция Т. Куна (1922-1996)…………………………………………………………………………………..70

3. Концепция И. Лакатоса (1922—1974)……………………………………………………………………………74

4. Фейерабенд (1924-1974)…………………………………………………………………………………………...77

5. М. Полани (1891—1976)…………………………………………………………………………………………..80

ГЛАВА 8. Основные философские категории ……………………………………………………………………………81

1. Эволюция картины мира и формирование категорий…………………………………………………………86

2. Базовые понятия диалектики…………………………………………………………………………………….95

3. Противоположность и противоречие…………………………………………………………………………….97

4. Отрицание отрицания…………………………………………………………………………………………….100

5. Единичное, особенное, всеобщее………………………………………………………………………………...102

6. Часть и целое………………………………………………………………………………………………………104

7. Система, структура, элемент……………………………………………………………………………………..106

8. Содержание и форма……………………………………………………………………………………………...107

9. Сущность и явление ……………………………………………………………………………………………...109

10. Качество, количество, мера………………………………………………………………………………………112

11. Причина и следствие……………………………………………………………………………………………...114

12. Случайность и необходимость…………………………………………………………………………………..116

13. Возможность и действительность………………………………………………………………………………..120

ГЛАВА 9. Наука в культуре современной цивилизации…………………………………………………………………121

1. Проблема экстернализма и интернализма

в научной деятельности…………………………………………………………………………………………..124

2. Наука в условиях глобализации………………………………………………………………………………….126

3. Образование и наука……………………………………………………………………………………………...129

4. Культура и формирование стиля научного мышления…………………………………………………………134

5. Наука в контексте искусства и философии……………………………………………………………………..136

6. Современная культура и научный прогресс…………………………………………………………………….137

7. Особенности современного этапа развития науки

и перспективы научно-технического прогресса………………………………………………………………..IЗ8

8. Этические проблемы науки в конце XX столетия.

Сциентизм и антисциентизм……………………………………………………………………………………..142

Глава 10. Основные формы бытия науки.

Наука как познавательная деятельность…………………………………………………………………………………..147

1. Общее и особенное в познавательной деятельности…………………………………………………………..147

2. Особенности науки как познавательной деятельности…………………………………………………………154

3. Истина: ценность и цель познания……………………………………………………………………………… 155

4. Критерии научности знания……………………………………………………………………………………...160

5. Наука как мировоззрение…………………………………………………………………………………………163

6. Проблема демаркации научного и вненаучного знания………………………………………………………..165

Глава 11. Наука как особая сфера культуры 170

1. Ценность науки и наука как ценность…………………………………………………………………………...171

2. Научная рациональность как самостоятельный фактор культуры…………………………………………….174

3. Коммуникативность науки ………………………………………………………………………………………176

Глава 12. Наука как социальный институт………………………………………………………………………………..181

1. Научные сообщества и их исторические типы…………………………………………………………………181

2. Становление институциональных форм

Научной деятельности……………………………………………………………………………………………183

3. Формирование междисциплинарных сообществ науки

XX столетия………………………………………………………………………………………………………185

4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки…………………..186

Глава 13. Структура научного знания……………………………………………………………………………………..188

1. Основания науки………………………………………………………………………………………………….189

2. Научная картина мира, ее возникновение и функции………………………………………………………….191

3. Философские основания науки………………………………………………………………………………….193

4. Эмпирическое знание …………………………………………………………………………………………….195

5. Теоретическое знание…………………………………………………………………………………………….199

Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания……………………………………………………..208

1. Историческая изменчивость механизмов порождения

нового знания……………………………………………………………………………………………………...208

2. Научная проблема как внутренний источник развития науки…………………………………………………212

3. Динамика науки и универсальные познавательные процедуры……………………………………………….214

4. Критерии оценки теоретических концепций……………………………………………………………………220

Глава 15. Научные традиции и научные революции…………………...…………………………………………………225

1. Понятие научных традиций………………………………………………………………………………………225

2. Научные революции как перестройка оснований науки ……………………………………………………….226

3. Внутридисциплинарные, междисциплинарные

и социокультурные факторы прогресса в науке………………………………………………………………...228

4. Глобальные революции и преобразование картины мира……………………………………………………..230

5. Научная рациональность в контексте научных революций……………………………………………………232

ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ НАУК……………………………...236

Глава 16. Общетеоретические подходы……………………………………………………………………………………237

1. Донаучные, научные и вненаучные знания об обществе………………………………………………………237

2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла………………………………………..239

3. Философия как интегральная форма научных знаний

об обществе, культуре, истории и человеке……………………………………………………………………………….242

4. Проблема классификации общетеоретических подходов

в социально-гуманитарных науках………………………………………………………..………………………………..243

5. Номотетические подходы………………………………………………………………………………………...244

6. Идиографические методы………………………………………………………………………………………...246

7. Классическая, неклассическая и постклассическая наука……………………………………………………...253

Глава 17. Специфика объекта и предмета социалыю-гуманитарного познания………………………………………...256

1. Соотношение естественно-научного и социально-гумммшщииии знания и проблема их конвергенции в неклассической науке……………………………………………………………………………………………………………………………..256

2. Онтологические основания социально-гуманитарною познания……………………………………………...257

3. Проблема объективности социально-гуманитарного познания.........................................................................260

4. Проблема закономерностей общественного развития…………………………………………………………261

5. Социальность как фундаментальное свойство общества

и условие единства социального и гуманитарного познания………………………………………………….263

6. Человек как объект социально-гуманитарного познания………………………………………………………268

7. Проблема разделения социально-гуманитарных наук

на социальные и гуманитарные………………………………………………………………………………….274

Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания ………………………………………………………………….275

1. Понятие субъекта в философии………………………………………………………………………………….275

2. Индивидуальный субъект познания ……………………………………………………………………………277

3. Коллективный субъект, формы его существования…………………………………………………………….281

4. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации

в межсубъектном понимании и смыслополагании……………………………………………………………283

Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании………………………………………...286

1. Понятие ценности…………………………………………………………………………………………………286

2. Ценности и оценка………………………………………………………………………………………………...291

3. Методологические функции идеалов и норм научного познания …………………………………………….297

4. О необходимости ценностной нейтральности

в социальном исследовании……………………………………………………………………………………...301

5. Проблема «автономии» моральных и правовых норм …………………………………………………………306

Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре……………………………………………………………311

1. Понятие жизни в философии и естествознании………………………………………………………………...311

2. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов………………………………………………….312

3. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни:

А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология…………………………………………………………...З14

4. История - одна из форм проявления жизни……………………………………………………………………..319

5. Познание и переживание жизни — основное содержание произведений искусства ………………………..321

Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании ………………………………….328

1. Время и пространство как параметры природных процессов………………………………………………………………………………………………………….328

2. Субъективное и объективное время ……………………………………………………………………………329

3. Социальное и культурно-историческое время ю……………………………………………………..…………331

4. Переосмысление понятия пространства

в гуманитарном контексте ………………………………………………………………………………………336

5. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.

Особенности художественного хронотопа……………………………………………………………………...339

Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

1. Диалогическая природа социальности и культуры……………………………………………………………..342

2. Коммуникативность как условие создания нового знания……………………………………………………..345

3. Научные конвенции и моральная ответственность ученого за их введение………………………..350

Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социально- гуманитарных науках………………………………355

1. Классическая и неклассическая концепции истины

в философии науки………………………………………………………………………………………………..355

2. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках…………………………………….356

3. Экзистенциальная истина, истина и правда…………………………………………………………………..…357

4. Проблема истины в свете практического применения

в социально-гуманитарных науках. Справедливость и истина………………………………………………..359

5. Рациональное, объективнее, истинное

в социально-гуманитарных наукахю…………………………………………………………………………….361

Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках……………………………363

1. Объяснение и понимание — следствие коммуникативности

Науки………………………………………………………………………………………………………………363

2. Объяснение — функция теории. Природа и типы объяснения.

Виды научного объяснения………………………………………………………………………………………363

3. Текст как особая реальность и единица методологического

и семантического анализа………………………………………………………………………………………...364

4. Понимание в социально-гуманитарных науках…………………………………………………...……………367

5. Язык, языковая картина мира, «языковые игры» ………………………………………………………………369

6. Проблема исторической дистанции, «временного отстояния»

в интерпретации и понимании…………………………………………………………………………………...370

Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных

науках ………………………………………………………………………………………………………………………..372

1. Понятие веры в философии и психологии………………………………………………………………………372

2. Вера и знание, достоверность и сомнение………………………………………………………………………375

3. Вера и понимание в контексте коммуникаций……………………………………………………………........377

4. Вера и истина……………………………………………………………………………………………………..380

5. Типы обоснования веры и способы обоснования истины…………………………………………………….383

6. Вера как ценность. «Аргумент к вере»:

достоинства и ограничения ………………………………………………………………………………………384

ЧАСТЬ III. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ПРАВОВЫХ

УЧЕНИЙ (ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ)……………………………………………………………………386

1. Правосправедливость……………………………………………………………………………………………..387

2. Рождение естественного права…………………………………………………………………………………...390

3. Систематизация естественного права……………………………………………………………………………393

4. Рождение философии права……………………………………………………………………………………...396

5. Природа и нравственность ………………………………………………………………………………………403

6. Философия факта…………………………………………………………………………………………………407

7. Правовой позитивизм, социологизм и нормативизм…………………………………………………………...411

8. Иозрождение естественного права………………………………………………………………………………418

Парламентарная монархия, состоит из четырех исторических частей, лишь в одной из которых значительную долю населения составляют католики. Экономика страны характеризуется преобладанием морского транспорта в грузообороте, упадком угольной промышленности и увеличением добычи нефти с 1970-х годов. Активное развитие торговых связей России с этой страной началось с середины XVI века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: