Идеалистические конструкции естественного права, будучи реализованными в ходе революций (в Америке и во Франции), побудили его противников больше внимания обратить на эмпирическую природу права.
Историческая школа права стала реакцией на развитие естественноправовой доктрины. Истоки права каждой страны она видела в правовом сознании народа (что сближало ее с более поздней психологической доктриной права), полагая, что сущность любого юридического института может быть раскрыта только через изучение истории его развития. Право является частью общей развивающейся культуры, содержание права непроизвольно, и оно не может быть преобразовано на основе неких идеальных принципов. Напротив, большинство правовых норм, подобно языку и нравам, возникают стихийно (Ф. Савиньи).
Не государство и не законодатель первыми создают право, они лишь раскрывают его, уже содержащееся в недрах «народного духа». Так, представления о справедливости складываются в самой правовой
жизни и выражаются в обычаях, закон - лишь вторичный источник права по сравнению с обычаями и правосознанием юристов (Г. Гуго).
|
|
Сторонники исторического подхода отвергали предположение, что сама природа является нормой для законодателя. Они настаивали на дуализме природы и свободы (или истории). Представления о справедливом и несправедливом они не воспринимали как произвольные, но стремились объяснить их разнообразие, найти их истоки в актах свободы, противопоставляя тем самым свободу и произвол.
Признание всеобщих правовых и политических принципов с этой точки зрения мешает людям отождествлять себя с общественным строем, данным им судьбой. Историческая школа открыла превосходство локального и временного над универсальным. Историзм стал представлять собой форму новой посюсторонности, более радикальной, чем радикализм XVIII в. Он действовал так, будто намеревался наилучшим образом устроить человека «здесь и теперь в этом мире».
Если доктрины естественного права утверждали, что основы справедливости в принципе доступны человеку, то историческая школа настаивала на том, что фундаментальное озарение есть только непревзойденный дар необъяснимой судьбы. Для историзма оказывалось необходимым присутствие в истории некоего абсолютного момента и некоего, прежде неизвестного измерения реальности (в этой связи Гегель говорил о «хитрости» мирового разума).
Представители исторической школы права были уверены в том, что существуют некие надындивидуальные реалии, высшей из которых является «народ как духовно-телесное единство». Это единство порождает право, и законодателю не остается ничего другого, как только формулировать и редактировать уже существующее право. Савиньи утверждал, что народ представляет собой естественное единство и «народный дух», одинаково действующий во всех членах этого единства, порождает «положительное право». Свойственные народному духу общие убеждения и представления выражаются в создании правового порядка. Неясным в этой конструкции оставалось, как может народ представлять телесное единство, если он не ограничен в пространстве (Р. Штаммлер). При этом «народный дух» представлялся исторической школой одновременно и как причина возникновения правовых форм и их изменений, и как безусловное единство, стоящее над всеми изменениями, свойственными истории народа. В этом заключалось существенное противоречие самой идеи.
|
|
Заслугой школы естественного права явилось признание права явлением закономерным. Она сформировала идеал правового быта, отнеся его, правда, в далекое прошлое, а не в будущее. Историческая же школа, восприняв у своей предшественницы понятие закономерности, признавала право продуктом исторического развития, которому придавала стихийный характер. Право возникает из темных глубин народного духа. При этом историзм придавал слишком большое значение национальным особенностям, упуская из виду общеисторические,
общеправовые аспекты и в связи с этим многие проблемы международного права. Существующее национальное право эта школа рассматривала как неизбежное, не подлежащее изменениям, роковое.
Историческая школа права в своих истоках была связана с именем Фридриха Савиньи, который в отличие от представителей естественноправовой школы рассматривал право не как совокупность абстрактных законодательных правил, а как «живое соединение правовых институтов в их органической связи», именно «народный дух» связывает права с общей национальной культурой. Поэтому и основными источниками права, с этой точки зрения, выступают и правовой обычай, и правосознание юристов. Эти источники становятся правовой базой также и для позитивного права.
Георг Пухта продолжил работу Савиньи в области интерпретации и приспособления римского права к условиям развития германского национального законодательства. С его точки зрения право является продуктом исторического развития народа. Невидимыми источниками его зарождения являются Бог и «народный дух», видимыми — обычное право, законодательное и «научное» право. «Народный дух» - это безличное и самобытное сознание народа, продукт органического роста. Однако существенное влияние на этот рост оказывает именно правовая наука, сумевшая приспособить «всемирное» римское право к национальным условиям.
Основным понятием права здесь является «свобода». Право есть нечто разумное, и это позволяет ему сложиться в систему, но это только одна сторона права, другая же, не менее важная — свобода. Человеческого сознания право достигает частично сверхъестественным, частично естественным путем. В дальнейшем же своем развитии оно лишь продукт человеческого духа.
Наука Нового времени, особенно математика, существенным образом повлияла на процесс построения правовой теории. Влияние геометрии на формирование правовых концепций Гоббса и Вольфа выразилось в особом способе располагать правовые положения в иерархически выстроенной целостности с взаимном подчинением понятий и правовых тезисов. Перенос высшего авторитета с «небес на землю» породил не только особую политическую теологию, но и вполне секуляризованное представление о некоей высшей «базовой норме» и высшей правовой ценности (которые, однако, уже были известны и в более ранние времена, но тогда они располагались в сфере религиозного).
|
|
Историческая школа предполагала, что позитивное право поглощает право естественное, правовая действительность — правовую ценность. Вместе с тем она подменяла позитивистское самоограничение науки права эмпирическими исследованиями исторических реалий права. Она объявила существующее позитивное право единственно истинным. Она делала вывод об органическом становлении права, возрастающего посредством «внутренних незримо действующих сил» и «народного духа». Девизом философии тождества, на которой осно
вывалась историческая школа права, стал тезис: «Что разумно, то действительно, а что действительно, то разумно». Для исторической школы права идентичность действительности и ценности базировалась нп непознаваемой воле Божьей, определяющей весь ход исторического развития.
Для Гегеля, близко примыкавшего к этой школе, эта идентичность зиждилась на диалектике самого исторического процесса, в проявлении саморазвития и самоопределения разума. Корректируя постулаты исторической школы, Гегель утверждал: «Что действительно, то разумно», — разум здесь противопоставлялся «народному духу», рационализм - иррационализму и романтике. «Мировой разум», заменивший собой «народный дух», в процессе своего диалектического развития формирует само право.
Свобода и воля составляют субстанцию права, система права есть реализованная свобода, мир духа, порождаемый им самим. Право в своем развитии проходит три стадии: абстрактное право, мораль и нравственность. Абстрактное право есть голая возможность, сознание правоспособности. В некоторой степени это атрибут естественноправовой концепции, мораль и нравственность, наполненнные конкретным содержанием, являются продуктом исторического развития.
Воля и свобода выражаются вовне в форме собственности и договора, составляющих внешнее проявление всеобщего права. Право позитивно потому, что оно обладает авторитетом и признанностью, обладает содержанием, выражает особое направление «характера народа» (явный отзвук влияния исторической школы). Необходимость применения общего понятия к особенному, данному извне, также придает системе законодательственного права признак позитивности. По мнению Гегеля, естественное право относится к позитивному праву подобно тому, как «институции относятся к пандектам».
|
|
Гегель в своей «Философии права» подразделяет понятие права на идею права (свободу), особое право (степень и форму свободы) и позитивное право (закон). Абстрактное право есть первое объективное выражение свободного духа, выраженное по отношению к внешним вещам, другой воле и к своему отрицательному действию («преступлению»), Это право базируется на частно-правовом основании: граждане как сводные субъекты вступают в правоотношения, одновременно находясь друг с другом в отношениях обязательственности (через систему разделения труда, правовых учреждений и пр.).
В сферу нравственности право входит в форме закона и позитивного права. Естественное право и позитивное право — два разных уровня идеи права. Естественное право — это синоним философии права, правовые (позитивные) законы — это законы, идущие от людей, «внутренний голос может либо вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними». Мерило же естественных законов находится вне нас, и наше познание о них ничего не меняет в них. Почвой права является вообще
духовное и его исходной точкой — воля, которая свободна, так как свобода составляет ее субстанцию, «право есть свобода как идея».
Проходя через стадии абстрактного, морального и нравственного, мировой разум достигает своей высшей точки в государстве, которое есть «действительность нравственной идеи». Государство олицетворяет то единство, ту тотальность и солидарность, которые обеспечиваются правом, общее в этой системе стоит значительно выше индивидуального и частного права индивида - они всегда производны от воли государственного целого. Это была реакция на безграничный индивидуализм правовой философии. Просвещения и революции.
Философия исторической школы права непосредственным образом повлияла на правовые учения контрреволюционеров, философов реакции - Жозефа де Местра и-Луи Габриэла Бональда. Отрицательно относясь к положениям естественно-правовой школы права, она считала, что права человека, вытекающие из природы, - это фикция рационального ума, противопоставляя этим умозрительным конструкциям свое органическое представление о развитии государства и права. Писаные конституции, составленные в соответствии с некими абстрактными идеалами, также нежизнеспособны и нереальны. Реальное право часто может не совпадать с правом писаным. Никакая конституция не следует из обсуждения: права народов никогда не бывают писаными. Основные законы — это чаще всего документы, объявляющие об уже существующих правах. Люди в этих условиях являются лишь «обстоятельствами», инструментом в руках Провидения, а писаные законы — только объявлениями предыдущих прав.
Бональд подверг критике договорную теорию происхождения права, отстаивая божественную теорию происхождения власти: непосредственным истоком права является божественная воля. Бональд выступал против господства индивидуалистических начал в праве (содержащихся, например, в Гражданском кодексе 1804 г.), отстаивал корпоративные и коллективные начала. «Общие и особенные законы, религиозные и политические, законы-повеления и законы-запреты подобны по своей первоначальной причине или по суверенной власти, которая есть власть Бога», и по вторичной причине, которая есть орудие или несуверенная власть, — власть человека. В этом плане конституция есть внутренний порядок, «душа общества», администрация — внешний порядок, «тело общества». Позитивное право пронизывается божественной волей так же, как и вся социальная солидарность, свойственная общественному организму, однако и право, и общество остаются только подобиями божественного орудия, никогда не достигающими его уровня и так и не способными до конца его познать.