История как рациональная реконструкция и интерпретация прошлого

История - это всегда реконструкция, более легкая на уровне следствия, более трудная на уровне причины. Первый путь еще не гарант истины, ибо одно и тоже следствие может быть результатом разных причин. Второй путь так же не исключает возможность заблуждения, но его можно отчасти профилактировать совершенствуя методологию философии истории, делая «событие» прозрачным на сколько это возможно, защищая логику «вещей» логикой «поступка», а может быть и реализуя принцип дополнительности.

Философия истории должна востребовать через «событие» процесс жизнедеятельности людей, движущую силу истории; проблемность, публичность и неопределенность человеческого поступка, где в рамках процессуальной картины бытия общества (схема, модель) деятельность людей предстает как проблемно-смысловое поле, соединяя процессуальное и фактическое через мир поступка (единого и неповторимого, осязаемого и мыслимого), совершенного во взаимосвязанном и взаимозависимом мире, который предпочел региональности глобальность, как новое условие новой цивилизации, идущей на смену цивилизации, рожденной в эпоху модерна. Какой будет эта цивилизация - это один из вопросов компетентности философии истории.

Ответ на этот вопрос сопряжен с трудностями появления еще одной движущей силы истории - коммуникации, успешно конкурирующей с такой движущей силой истории как производство.

В связи с этим, редактируется понятие рациональности. В качестве рационально принимается все, что обеспечивает достижение цели. В сферу рациональности включается и то, что «вчера» таковым не являлось. Это мифология, религия, обыденное сознание.

История не мыслится уже как предзаданный процесс. Она суть способа существования, проявления и осуществления всех явлений и процессов мира, центром пересечения которых выступает человек.

Поскольку для человека история – это основание поиска смысла его жизни, то философия истории должна обеспечить эту возможность.

Особая потребность в философии истории возникает в эпоху постмодерна, когда обрушилась старая шкала ценностей, а новая еще не сложилась, что обернулось утратой жизненных ориентаций в мире, где рациональное и иррациональное, добро и зло, истина и ложь легко конвертируются.

В этих условиях человек, как никогда раньше, нуждается в отправной точке отсчета своего становления и развития. И в этом ему может помочь философская рефлексия исторического процесса в лице философии истории, которая опирается на новую рациональность, для определения которой становится важным не столько логическая непротиворечивость, сколько наличие цели, которая всегда ценностна в своей основе.

Но при этом признаками рациональности остаются познаваемость т. е. доступность пониманию, обоснованность, ясность, категориальная приемлемость.

Что касается иррационального, то сегодня его можно классифицировать по следующим основаиям:

· принципиально непостижимое – (природа божественного);

· дорациональное – (не осмысленное, но подлежащее рефлексии);

· внерациональное – (не контролируемое человеком, бессознательное);

· инорациональное – (то, что отличается от принятых стандартов);

· иррациональное – (то что приводит к бессмысленной трате сил).

Из пяти (!) позиций первые четыре могут при определенных условиях пополнить банк рационального.

С позиции рациональности философия истории и пытается решить следующие вопросы:

Что такое история. Какова ее сущность. Имеет ли она свой смысл. Располагает ли она своими универсальными законами. Кто является ее субъектом. Каково место и роль человека в истории?

Может ли человек постигнуть историю, и если да, то каким образом. Доступна ли она его разуму или это прерогатива внерационального (бессознательного)?

Какой способ бытия истории. Каковы формы ее проявления и осуществления. Исторический процесс линейный или дискретный, циклический или ритмический, прогрессивный или регрессивный?

Разнообразие ответов на эти вопросы и породило разнообразие философско-исторических концепций постижения истории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: