Религиозный образ истории. Возникновение единобожия (монотеизма) внесло существенную редакцию в толкование времени и, соответственно, в понимании истории

Возникновение единобожия (монотеизма) внесло существенную редакцию в толкование времени и, соответственно, в понимании истории.

Место безличного космоса, равнодушного к человеку, занимает Всевышний, для которого нет ничего важнее собственного творения, и таковым является человек. Поэтому Бог постоянно вмешивается в дела человеческие, управляет ходом истории, которая обретает характер необратимого линейного процесса. Необратимость времени, уникальность каждого момента означает конец мифологическому «вечному возвращению», повышает ценность истории, ибо речь идет об испытании людей на пути их спасения. Спасение возможно благодаря усилиям Души, которая «обязана трудиться», т. е. стремиться к Богу, преодолевая тяготы земного бытия.

Сущность Бога недоступна человеческому разуму, но может открыться прямо и непосредственно в форме инсайта, озарения, ибо божественной милости озарения удостаиваются не «Знающие», а «Верные» - чистосердечные, ведущие праведный образ жизни.

Христианство сформировало первую концепцию всемирной истории - историю единого человеческого рода, произошедшего от Адама и Евы, но утратившие свое естественное единство вследствие грехопадения. С тех пор миру Божиему противостоит мир земной, несущий на себе печать грехопадения, а посему подверженный порокам, тленный.

За несовершенство и зло земного мира отвечает человек. Только искупление «первородного греха» является условием «возвращения» человека к исходному состоянию райского блаженства.

Всемирная история предстает как история деяний Господа, которая включает: Творение - Воплощение Христа - Второе пришествие - конец Тысячелетнего Царства. На этом пути каждый временной интервал (прошлое, настоящее и будущее) заявляет о своей самодостаточности.

«Наличие этих опорных точек во времени, - пишет А.Я. Гуревич в своей монографии – «Категории средневековой культуры», - с необычайной силой «распрямляет» время, «растягивает» в линию и вместе с тем создает напряженную связь времен, сообщает истории стройный и единственно возможный (в рамках этого мировоззрения) план ее развертывания». - См. монографию М., 1984.,с. 121.

Отныне история приобретает телеологический (целеполагающий) характер. Линейность и необратимость и «конец времен», которые все расставят на свое место, вынесет справедливый приговор каждому «по делам его», делали историю особо значимой в жизни человека, побуждая его стремиться к спасению.

В отличие от мифологического (синкретического) образа с ориентиром на циклы природы и ритмы Вселенной, религиозный образ истории, расщепив время на прошлое, настоящее и будущее, заявляет о своей значимости, и властно вторгается в жизнь человека, заставляет его определиться со смыслом жизни, и сделать выбор своего образа жизни. Идея апокатастасиса сменяется идеей апокалипсиса - вселенской катастрофы природы и общества – земного мира.

«Светская история» практически не рассматривается в «священной истории», но постоянно соприкасается с ней и обретает свой смысл. Никому не дано постичь всю полноту Божественного замысла, который реализуется в конкретных исторических событиях, но долг каждого узреть в них «волю Божью» и содействовать плану «конечного спасения», ибо человек не безличная частица космоса, а высшее творение Бога.

Идея личного спасения органически связана со спасением человеческого рода, а индивидуальная судьба с судьбой всего человечества.

Первая хронология мировой истории принадлежит Евсевию Кесарийскому (260-388 г.г.). Он разделил историю всех народов на два периода - «до рождества Христова» и «после рождества Христова» указав на кульминационный момент исторических событий - Воплощение Господа.

Но со всей полнотой христианская «идея истории» нашла свое отражение только в наследии Августина Аврелия (354 -430), свидетеля угасания Рима - вечной империи. На его глазах деградировала человеческая история, и ей он противопоставил священную историю.

Целью человека является достижение счастья, которое может обеспечить только Бог. Нужно «знать душу и Бога» и «более ничего» - таково кредо Августина.

Бог не только Мастер-Демиург, но и Учредитель времени. В своей «Исповеди» Аврелий Августин размышляет, что есть время, отдавая себе отчет, что это трудный вопрос, ибо, «если бы ничего не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничего не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы настоящего времени. А как может быть прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только по тому, что оно уходит в прошлое».

С точки зрения Аврелия Августина строго говоря нет трех времен, а есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Из этого следует, что время существует только в субъективном опыте человека, в переживании событий душой. Вполне возможно, что идею времени как априорной формы постижения мира И. Кант почерпнул из философии Аврелия Августина.

Душа - вместилище и мера времени. Она измеряет прошлое с помощью памяти, настоящее в акте созерцания, будущее в процессе ожидания. Душа способна вырываться из потоков времени и соприкасаться с вечностью.

Для человека, пребывающего в тленном мире, время становится средством спасения. Время позволяет даже последнему грешнику раскаяться, направить свою любовь к Богу и стать гражданином Града Христа. По Аврелию Августину Царство Божие с приходом Христа и его искупительной жертвой уже существует, но окончательно не установилось, оставаясь конечной целью и человека, и человечества. Судный день неизбежен: «народ благочестивый восстанет для того, чтобы остатки своего ветхого человека переменить на нового; народ нечестивый, живший от начала до конца ветхим человеком, восстанет для того, чтобы подвергнуться вторичной смерти» (См.: Аврелий Августин об истинной религии). Воскрешение праведных предполагает преобразование их плоти, которая подчинится духу и станет «духовной», ибо человек существо духовное.

Аврелий Августин выделяет в мировой истории 6 эпох: «От сотворения Адама до потопа; от потопа до Авраама; от Авраама до царя Давида; от Давида до вавилонского пленения; от вавилонского пленения до рождения Христова; от рождения Христова до конца света».

Таким образом, история эмпирическая (светская, профанная) обретает смысл только через события «священной» истории, несущей в себе Божественный промысел.

Вывод: религиозный образ истории, в отличии от мифологического, существенно повысил ценность времени, а стало быть, и ценность человеческой истории. Она обретала смысл, направленность, последовательность событий, имеющих свое начало и конец.

Теология Средневековья не внесла ничего принципиально нового в концепцию философии истории Аврелия Августина. Даже Фома Аквинский оказался нечувствительным к проблеме времени. Его больше интересовала вечность, хотя в Европе зарождалась цивилизация, для которой первоценностью была не вечность, а время, физическое, природное, социальное, технологическое и т.д.

Теологическая интерпретация исторического процесса, несмотря на схематизм: творение- жизнь в раю - грехопадение - судный день - конец истории - личное спасение, была существенным шагом на пути становления исторического сознания.

Этическая интерпретация Бога придавала истории воспитательный характер, инициировала характеристики ответственного бытия: честь, совесть, долг. Она сплавляла человеческую судьбу с Божественным промыслом, давала рекомендации к личному спасению.

Поставив вопрос о соотношении конечного и бесконечного, изменчивого и вечного; сформулировав проблему смысла жизни человека и смысла истории человечества, христианская концепция мировой истории заложила основания современной Философии истории, оказав существенное влияние на формирование концепций А. Тойнби, и Т. де Шардена, М. Хайдегера и К. Ясперса, Вл. Соловьева и Н. Бердяева, а еще раньше Вольтера и Гегеля, Гердера и других, которые приняв во внимание мифологический и религиозный образы истории вышли на её философский дискурс, рассматривая историю через призму категорий становления, развития и отчуждения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: