Желаемый результат освоения курса обеспечивается единством лекций и семинаров. На лекции студент воспринимает и осмысливает заявленную проблему, на семинаре он прилагает усилия для ее решения.
Наряду с лекциями, семинары являются той активной формой учебы, когда информация, полученная на лекциях, а также в пределах самостоятельной работы с рекомендованной литературой, превращается в собственное знание. Это знание трудно переоценить, если вспомнить справедливое замечание Конфуция о том, что «чужое знание личность не делает».
Неотъемлемой частью семинара является его подготовка, которая предполагает планомерность и системность, а также неформальное отношение.
Планомерность позволяет оптимально распределить время между учебными дисциплинами; системность обеспечивает постоянное приращение знания, а неформальность исключает возможность превращения учебы в псевдоработу и самообман.
Как показывает практика, к семинару по философии истории надо начинать подготовку после лекции, пока свежи в памяти лекционный материал, реплики, замечания, вопросы и ответы преподавателя, его рекомендации. Полученная на лекции информация позволяет искать и читать литературу по заявленной проблеме осознанно, с пониманием «что есть что».
|
|
Подготовку к семинару (изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы) следует завершить за 1-2 дня до семинара, чтобы осталось время еще раз посмотреть «отлежавшийся» материал подготовленного сообщения с целью его редактирования, следуя правилу: «ничего не потерять нужного и ничего не оставить лишнего».
В ходе подготовки к семинарам осваивается язык философии и истории, формируется философская культура миропонимания и самопознания, складывается особая методологическая культура рассмотрения и решения проблемных ситуаций, формируется способность не только смотреть, но и видеть, осваивается азбука философствования.
Практическое философствование настоятельно требует:
· Осмыслить заявленную проблему (рассматриваемый вопрос);
· Подвергнуть сомнению имеющиеся варианты ее решения;
· Связать проблему с наработанной теорией и практикой;
· Уяснить ее социокультурную обусловленность;
· Выработать свою точку зрения. Она может и не совпадать с позицией преподавателя, с мнением других участников семинара, поэтому её нужно обстоятельно аргументировать.
|
|
Изучая материал по заявленной проблеме, студент может столкнуться с разными версиями ее решения. Знакомство с разными подходами требует принять один из них, выстроив свою точку зрения, логичную, непротиворечивую и аргументированную.
Подготовка к семинару предполагает рассмотрение всех заявленных вопросов, что не исключает, а даже предполагает особое внимание к вопросу, который вызвал любопытство, а после и интерес. Этот вопрос и станет предметом подготовки оригинального сообщения. Ему уделяется особое внимание, что находит свое выражение в поиске дополнительной литературы, её анализу, выработке своего мнения и построения своей позиции.
Сообщение на семинаре – это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:
· обоснование значимости заявленного вопроса;
· изложение существующих версий его рассмотрения;
· изложение своей позиции с аргументированным обоснованием;
· заключение и выводы.
Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 10-15 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.
Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, Она стала его достоянием, его знанием.
Рекомендованные темы семинарских занятий
Семинар 1. Основные методы философии истории и их специфика.
Семинар 2. Сравнительный анализ концепций исторического познания.