Образовательные технологии. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4___ зачетных единиц _144______ часа.

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы 1. Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Лаб.  
СРС  
КСР  
Изуч.  
В том числе (чтение научной и художественной литературы):  
И (или) другие виды самостоятельной работы конспектирование учебной и научной литературы, ведение дневника чтения  
Вид промежуточного контроля Творческая работа
Вид итогового контроля Экзамен 5 сем
№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
        Всего Лекции Практ
                   
  Литература ½ XX в. Экзистенциализм в литературном процессе XX в. Творческий путь Ж.-П. Сартра.             Чтение научной и художественной литературы по теме раздела, ведение чита-тельского дневника -7 Проверка конспектов лекций
  Философский роман. Творчество Дж. Джойса.             Чтение научной и художественной литературы по теме раздела, ведение читательского дневника -7 Проверка конспектов и дневника чтения
  Творчество Ф. Кафки.             Чтение научной и художественной литературы по теме раздела, ведение читательского дневника -7 Проверка конспектови собеседование по прочитанной литературе
  Социально-психологический роман. Семейный роман. Творчество Т. Манна.             Чтение научной и художественной литературы по теме раздела, ведение читательского дневника -7 Проверка конспектов лекций и дневника чтения, собеседование по прочитанной литературе
  Творчество Я. Гашека.             Чтение научной и художественной литературы по теме раздела, ведение читательского -7 Собеседование по прочитан-ной научной литературе, проверка дневника чтения
  Поэзия XX века. Т. С. Элиот. У. Б. Йетс. Г. Лорка.             Чтение научной и художественнойлитературы по теме раздела, ведение читательского дневника -8 Собеседование по прочитан-ной научной литературе
  Литература «Потерянного поколения». Э. Хэмингуэй. Р. Олдингтон. Э.-М. Ремарк.             Повторение конспектов лекций, чтение художественной литературы по теме раздела -8 Проверка конспектов лекций и дневника чтения
  Драма XX века. Творчество Б. Брехта.             Чтение научной и художественнойлитературы по теме раздела, ведение читательского дневника, повторение конспектов лекций, работа с вопросами для самопроверки -8 Устный опрос, собеседование по прочитанной литературе

4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Содержание лекционного курса

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Литература ½ XX в. Экзистенциализм в литературном процессе XX в. Творческий путь Ж.-П. Сартра. 1. Модернизм как литературное направление – временные рамки, главные черты, основные представители, течения. Экзистенциализм как литературное направление – временные рамки, главные черты, основные представители, философские истоки и предпосылки возникновения (Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс), понятие «пограничная ситуация». Творчество Ж. П. Сартра – исторический контекст, биография, основные этапы творчества, главные произведения. – 4 часа. ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК - 5 ПК-2, ПК-5
  Философский роман. Творчество Дж. Джойса. Творчество Дж. Джойса, как представитель модернизма – исторический контекст, биография, основные этапы творчества, главные произведения. Первый этап творчества: «Портрет художника в юности», «Дублинцы». Второй этап творчества «Улисс», «Поминки по Финнегану». Основные принципы метода Д. Джойса – «автобиографизм, остранение, модальность». Энциклопедизм Д. Джойса, диалектика и традиции античной культуры. Прием «Потока сознания» в романе «Улисс», проникновение в тайники подсознания героев, отказ от традиционной структуры классического романа. Изображение потока сознания героев «Улисса» (Дедала, Блума, Мэрион), одновременное функционирование нескольких рядов мыслей, монтаж, фрагментарность, перемещающаяся точка зрения, словотворчество. – 4 часа. . ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5, П - 9
  Творчество Ф. Кафки. Творчество Ф. Кафки – исторический контекст, биография, основные этапы творчества, главные произведения. Изображение Ф. Кафкой человека в бездушном, технизированном и бюрократизированном мире. «Аскетизм» стиля, абсурдность, фантасмагоричность изображаемого («кафкиана»). «Превращение», «Процесс», «Замок», мотивы вины, наказания. Предвосхищение одной из основных посылок экзистенциализма в творчестве Ф. Кафки – мотива нравственного выбора героев. – 4 часа. ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-9.
  Социально-психологический роман. Семейный роман. Творчество Т. Манна. Творчество Т. Манна – исторический контекст, биография, основные этапы творчества, главные произведения. «Волшебная гора» – совмещение черт романа социального, философского, сатирического, бытового. Пародия и модернизация романа воспитания. Проблематика романа (антагонизм жизни и созерцательного идеализма, механистической цивилизации и подлинной человечности). Проявление иронии в «Волшебной горе». «Иосиф и его братья», соединение реалистического исторического романа и мифа. Миф как «художественная формулировка фундаментальных законов духовной жизни человека». Основные принципы построения романа – «очеловечивание мифа», «сжатие времени». «Доктор Фаустус», универсальность замысла. Лейтмотивы гетевского «Фауста» в романе Т. Манна, проявление иронии. – 4 часа. ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5.
  Творчество Я. Гашека. Творчество Я. Гашека – исторический контекст, биография, основные этапы творчества, главные произведения. «Похождения бравого солдата Швейка» – сатира, комическая эпопея и мистификация. Функция вставных новелл, анекдотов в романе. Традиции народной смеховой культуры в романе. Образ Швейка, литературные традиции (плутовского романа, народной сказки и т.д.) – 4 часа. ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-6.
  Поэзия XX века. Т. С. Элиот. У. Б. Йетс. Г. Лорка. Поэзия XX века. Т. С. Элиот. У. Б. Йетс. Г. Лорка. Основные тенденции в развитии поэзии. Модернистские произведения Т. С. Элиота «Полые люди», «Бесплодная земля», «Четыре квартета», «Любовная песнь Альфреда Пруфрока». Аллюзии и прямые цитаты в лирике Т. С. Элиота. Мотивы отчаяния и отчуждения человека в современном мире. Ирония и сатира в произведениях поэта, особенности формы (прием контрапункта, вариативная смена поэтического метра). Мир и человек в поэзии У. Х. Одена. Мотивы игры и наблюдения в лирике У. Х. Одена. «Музыка слов» в «В музее изящных искусств», «Щите Ахилла». Наследие англо-ирландского поэта У. Б. Йетса. Традиции У. Блейка в поэзии У. Б. Йетса. У. Б. Йетс как поэт традиционалист. Ирония в произведениях поэта. – 4 часа. ОК-1, ОК-2, ОК-6 ПК-1, ПК-2, ПК-9.
  Литература «Потерянного поколения». Э. Хэмингуэй. Р. Олдингтон. Э.-М. Ремарк. Потерянное поколение как литературный феномен – временные рамки, главные черты, основные представители. Творчество Э. Хемингуэя – исторический контекст, биография, основные этапы творчества, главные произведения – 2 часа. Творчество Э. М. Ремарка – исторический контекст, биография, основные этапы творчества, главные произведения. – 4 часа. ОК-1, ОК-2, ПК- 1, ПК-2, ПК-5.
  Драма XX века. Творчество Б. Брехта. Драма XX века. Творчество Б. Брехта. Характеристика драмы «Мамаша Кураж и ее дети». – 4 часа. ОК-1; К-2, ПК-1 ПК-2, ПК-6.

4.2.2 Содержание практических занятий

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Анализ романа Ж.-П.Сартра «Тошнота». 1. Символика заглавия романа «Тошнота». 2. Хронотопы тошноты и приключения (временные и пространственные представления героя). 3. Традиции Достоевского в романе Сартра «Тошнота» (тип героя, тип сюжета, образ Раскольникова, «надрывные» героини Достоевского, «подполье» и сартровское затворничество). 4. Образ природы в романе и «антинатуралистические» тенденции в романе. 5. Архетипические мотивы в романе (образы Матери, Отца…). 6. Философская, эстетическая картины мира в романе. 7. Экзистенциализм и роман Сартра «Тошнота». ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-5
  Анализ новеллы Кафки «Превращение». 1. Модернизм как литературное направление. Черты модернизма в творчестве Кафки (на примере рассказа). 2. Мотив отчуждения человека в рассказе как типичный модернистский мотив. 3. Развитие образа главного героя в рассказе. 4. Образ отца в рассказе. Система персонажей. 5. Мифологический смысл мотива метаморфозы (См.ст. «Метаморфозы» в энциклопедии «Мифы народов мира»). Приведите примеры мифологических метаморфоз. Отличие мотива метаморфозы в рассказе от мифологической традиции. 6. Притчевое начало в рассказе («См.ст. «Притча» в «Краткой литературной энциклопедии»). Литература: Затонский Д. В. Кафка и проблемы модернизма. М., 1968. ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5.
  Анализ новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции»   1. Поэтика заглавия (традиции наименования). 2. Сюжет новеллы (архетипические мотивы). 3. Центральные мотивы произведения (жизни и смерти, формы и содержания, любви и греха, творчества и влечения). 4. Особенности повествования. 5. Мифопоэтический уровень произведения. 6. Романтические традиции в произведении. 7. Реалистические традиции в произведении. Роль социальной детерминированности в создании образа главного героя. 8. Образ главного героя новеллы. Концепция искусства в новелле. Способы создания характеристики главного героя. 9. Особенности поэтики произведения, связанные с новаторскими традициями XX века. ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-9.
  Анализ романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». 1. Образ главного героя и его историко-литературные корни. Приведите примеры образов предшественников Швейка в мировой литературе. 2. Стратегия поведения Швейка. Глуп ли Швейк? 3. Роман как сатирическое произведение. Природа сатиры (см.ст. «Сатира» в Литературном энциклопедическом словаре). Приемы сатиры в романе: гиперболизация, гротеск, доведение до абсурда. Приведите примеры. 4. Рамочное повествование в романе и его функции. Приведите примеры вставных историй/анекдотов. «Окопная правда» и официальная военная пропаганда в романе. Приведите примеры. ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5.
  Анализ стихотворения У.Б. Йетса «Триумф женщины». 1. Выделите центральные мотивы стихотворения. 2. Какие мифы лежат в основе стихотворения? См. статьи «Георгий», «Персей» в энциклопедии «Мифы народов мира». Как сказочно-мифологические мотивы видоизменяются и преломляются в стихотворении? 3. Почему стихотворение называется «Триумф женщины»? Эротические образы и символы в стихотворении. 4. Как вы понимаете образ птицы в последней строке стихотворения? 5. Сопоставьте перевод и подлинник. Прокомментируйте особенности перевода. ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-6.
  Анализ рассказов Э. Хемингуэя «Кошка под дождем», «Дома» (Сб. рассказов «В наше время»); «Белые слоны» (Сб. рассказов Мужчины без женщин»). 1. Особенности повествовательной манеры в рассказах Э. Хемингуэя (на примере рассказа «Белые слоны»): минимализм формы, лаконизм; функции диалога в рассказах; отсутствие непосредственных оценок происходящего, отстраненная манера повествования. 2. Недосказанность, подтекст в рассказах Э. Хемингуэя. Теория айсберга. Анализ рассказа «Кошка под дождем». 3. Особенности сюжета произведений на уровне детализации (мастерство изображения «говорящей детали»). 4. Понятие потерянного поколения. Мотивы потерянного поколения в рассказе «Дома». ОК-1, ОК-2, ОК-6 ПК-1, ПК-2, ПК-9.
  Анализ стихотворения Т. С. Элиота «Паломничество волхвов». 1. Прочитайте эссе Т. С. Элиота «Традиция и индивидуальный талант». (См.: Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв. – М., 1987). Как Элиот понимает роль традиции в художественном творчестве? 2. Какую роль религиозно-мифологическая традиция играет в стихотворении «Паломничество волхвов»? Какое предание лежит в основе сюжета стихотворения? (См.: Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 1-12; статью «Волхвы» в энциклопедии «Мифы народов мира»). В чем сходство и различие между евангельским повествованием и сюжетом стихотворения? Что нового привносит автор в евангельскую легенду? 3. Найдите аллюзии на евангельский и – шире – библейский тексты в тексте стихотворения. 4. Композиция стихотворения. Почему оно делится на две части? 5. Мотивы Рождества и смерти в стихотворении. Почему в последней строке стихотворения лирический герой мечтает о смерти? 6. Сопоставьте перевод и подлинник. Прокомментируйте особенности перевода. ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5.
  Анализ романа Э.М. Ремарка «Три товарища» Поэтика заглавия романа. Особенности сюжета романа Ремарка «Три товарища». Система персонажей. Основные темы и мотивы романа. Традиции литературы о потерянном поколении в романе Ремарка «Три товарища». Романтические мотивы (мотив иллюзорного мира) в романе Ремарка и их функция в формировании целостности произведения. Идеализация дружбы, любви. Символика финального эпизода романа Ремарка. Трагическая ирония в романе «Три товарища» Ремарка. ОК-1 ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-6.

(интерактивные формы занятий, дискуссии)

При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий: компьютерные тесты по «История зарубежной литературы. 1 половина 20 в.», научные дискуссии о проблемах «Истории зарубежной литературы первой половины 20 в.»; мозговой штурм на тему лекций, разбор конкретных ситуаций литературных произведений) в сочетании с самостоятельной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 40 % аудиторных занятий.

В качестве активных форм обучения предлагается использовать различные формы тем, выносимых для дискуссий в рамках практических занятий.

Дискуссия на т емы: «Типы художественного оцельнения в романе
Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю (например, «Присутствует ли в романе сарказм», «Может ли Швейк быть ординарцем Дуба?», «Глуп ли Швейк?). Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает обсуждение проблем. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Практическое занятие вдвоем (совместно с бакалавром интересующимся научной проблемой. Тема: «Своеобразие поэтики произведений Т.С Элиота»).

На практическом занятии тема дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу практического занятия, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.

Проблемное практическое занятие начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для непроблемного существует правило, которое нужно знать. Для проблемного практического занятия можно выбрать тему «Миф и его функция в творчестве Т. Манна», которая позволит представить студентам уникальность и преемственность национальных литератур.

С помощью проблемного практического занятия обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1. усвоение бакалаврами теоретических знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Кроме того, на практических занятиях уместно использовать активное обучение посредством неимитационного метода «мозгового штурма», который может быть как индивидуальным, так и групповым. Аудитория получает задание проанализировать текст (поэтический, прозаический), выведенный на экран. В результате генерирования различных идей и их конструктивной проработки бакалавры должны предложить несколько вариантов анализа. При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы: сеанс спонтанной генерации идей; сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших; проектирование решений на основе отобранных идей.

Каждое практическое занятие, независимо от вида и содержания, оснащено мультимедийным сопровождением: фрагментами текстов художественных произведений, фрагментами научных текстов, видео-записями фильмов.

Наименование раздела дисциплины Используемые активные методы обучения Цель их применения Количество часов
Литература ½ XX в. Экзистенциализм в литературном процессе XX в. Творческий путь Ж.-П. Сартра. Проблемная лекция усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.  
Философский роман. Творчество Дж. Джойса. Лекция-беседа привлечение внимания студентов к наиболее важным вопросам темы, определение содержания и темпа изложения учебного материала с учетом особенностей студентов  
Творчество Ф. Кафки. Лекция вдвоем демонстрация культуры совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов  
Социально-психологический роман. Семейный роман. Творчество Т. Манна. Лекция-пресс-конференция Оптимизация процесса обучения  
Творчество Я. Гашека. Лекция-беседа привлечение внимания студентов к наиболее важным вопросам темы, определение содержания и темпа изложения учебного материала с учетом особенностей студентов  
Поэзия XX века. Т. С. Элиот. У. Б. Йетс. Г. Лорка. Лекция вдвоем демонстрация культуры совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов  
Литература «Потерянного поколения». Э. Хэмингуэй. Р. Олдингтон. Э.-М. Ремарк. Лекция-пресс-конференция Оптимизация процесса обучения  
Драма Б. Брехта. Проблемная лекция усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: