L Вопросы для самоконтроля.
Методические указания.
Актуализировать общие знания об инновациях в педагогике и инновационных учебных заведениях поможет обращение к учебному пособию И.П. Подласого (см. Педагогика, кн. 1, тема 7).
! 1. Ответьте на вопросы.
- Что понимают под инновацией в педагогической науке?
- Каковы главные направления инновационных преобразований?
- Какими признаками характеризуется инновационное учебное заведение?
Значение современных российских авторских школ в инновационном движении в образовании трудно переоценить, так как они способствовали созданию новых моделей образовательных институтов, ориентированных на утверждение гуманистических и демократических подходов к процессу формирования личности будущих поколений.
По утверждению М.В. Богуславского и Г.Б. Корнетова, со второй половины 80-х годов начался новый этап взаимодействия педагогических парадигм: «свободных школ» и «школ жизни» (см. Современные проблемы образования и педагогической науки. – М., 1994, с. 137).
Получить знания о современных отечественных авторских школах поможет ознакомление с концепциями авторских школ М.П. Щетинина, А.В. Тубельского, Е.Ш. Ямбурга и др. (см. Дидактические материалы).
! 2. Составьте таблицу.
Таблица 15.
“Современные авторские школы”.
название авторской школы | автор школы | концептуальные идеи | особенности структуры, организации учебно-воспитательного процесса |
Сделайте вывод, в котором отразите:
- наличие общих черт в авторских школах;
- отличие авторских школ от традиционных общеобразовательных учебных заведений.
Подумайте, можно ли отнести авторские школы к разновидностям альтернативных учебных заведений. Ответ обоснуйте.
Тест.
1. Что такое педагогические инновации?
а) нововведения, направленные на изменение педагогической системы с целью повышения её эффективности
б) замена некоторых элементов педагогической системы новыми
в) мобилизация внутренних резервов педагогической системы
2. Какие из перечисленных учебных заведений можно отнести к инновационным?
а) государственная общеобразовательная школа
б) лицей
в) авторская школа
г) гимназия
д) школа-комплекс
е) негосударственная школа
3. В инновационных учебных заведениях повышение эффективности педагогического процесса преимущественно достигается за счёт:
а) селекции учителей и учащихся;
б) усложнения содержания образования;
в) внедрения более совершенных технологий.
4. Гуманистическая педагогика …
а) стремится изменить воспитанника.
б) исходит из приоритетности знаний педагога.
в) принимает воспитанника таким, каким он есть.
5. Кто является автором школы самоуправления (№ 734 г. Москва)?
а) В.А. Караковский
б) А.Н. Тубельский
в) И.Ф. Гончаров
Исследовательская деятельность – одна из важных в общей системе самостоятельной работы будущего педагога, которая, как правило, предполагает написание и последующую защиту рефератов, курсовых работ.
Реферат – форма научного исследования, предполагающая:
1 - краткое изложение сущности научной работы, содержания прочитанного текста;
2 - доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
Особенность реферата по истории образования и педагогической мысли состоит в том, что он предусматривает не только изложение определённой научной публикации, но и аналитический обзор историко-педагогического характера.
Курсовая работа – форма итоговой самостоятельной научно-исследовательской или научно-практической работы, посвящённой изучению строго определённой проблемы (темы).
Курсовая работа по истории образования и педагогической мысли предполагает:
- закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных при изучении истории образования и педагогической мысли, осмысление этих знаний и соотнесение их с современными педагогическими проблемами;
- реализацию и развитие умений анализировать историко-педагогическую литературу, разнообразные источники;
- формирование навыков по оформлению результатов самостоятельного историко-педагогического исследования.
При соблюдении определённых условий законченная курсовая работа может послужить основой дипломного проекта.