Основные теоретические положения. 1. Изучите вопрос о педагогике и школе за рубежом и в России в конце XIX – начале ХХ вв., используя для этого рекомендованные учебные пособия А.И. Пискунова

Задание №9.

Методические указания.

1. Изучите вопрос о педагогике и школе за рубежом и в России в конце XIX – начале ХХ вв., используя для этого рекомендованные учебные пособия А.И. Пискунова (см. Гл. 12, 13), З.И. Васильевой (см. Гл. 17, 18).

! Заполните таблицу:

Таблица 11.

“Основные направления реформаторской педагогики в конце XIX – начале ХХ вв.”.

название педагогической концепции представители реформаторской педагогики ведущие концептуальные идеи
     

При заполнении таблицы следует наиболее полно включить материал о таких концепциях и их представителях за рубежом и в России, как «экспериментальная педагогика», «свободное воспитание личности», «трудовая школа».

.

Познакомиться с поисками путей обновления школы в контексте идей реформаторской педагогики в 20-30-е годы ХХ века.

I. Движение «новых школ» развёртывалось одновременно с активными поисками новых возможностей развития педагогической науки, начавшимися ещё в конце XIX столетия, продолжавшимися в первой четверти ХХ века и предполагавшими обращение к личности ребёнка, обновление содержания, организации образования и воспитания.

В связи с этим популярность получили те школы Великобритании, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, которые на практике реализовывали идеи свободного воспитания, специально организованного детского опыта, основанного на самостоятельном «делании», на «центрах интересов», трудового обучения и воспитания и т.д. Эти школы стали очагами экспериментальной работы преимущественно в сфере среднего образования.

Данный процесс сопровождался в 20-30-е гг. ХХ столетия обоснованием и внедрением в практику новых систем обучения. Среди них – проектное обучение (по методу проектов), системы индивидуализированного обучения по Виннетка-плану, Говард-плану, в т.ч. в сочетании с коллективной деятельностью учащихся по Йена-плану, свободного обучения по Дальтон-плану. Всего в Европе в первой четверти ХХ века действовало около 40 школ, использовавших подобные системы обучения.

Одним из наиболее ярких примеров в движении «новых школ» явилась «материнская школа» свободного развития личности Рудольфа Штайнера (1861-1925), основанная в 1919 году в Штутгарте при фабрике «Вальдорф-Астория» и получившая в дальнейшем название вальдорфской школы. Характерными чертами данной школы явились:

- антропософская трактовка человека как состоящего из единства тела, души и духа;

- эпохальное обучение и воспитание:

1-я эпоха – до 7 лет (основная форма научения – косвенное подражание, без принуждения; элементарный труд, развитие речи, занятия искусством),

2-я эпоха – от 7 до 14 лет, 1-8 гг. обучения (один учитель; образное преподавание, занятия искусством и трудом),

3-я эпоха – после 14 лет, 9-12 гг. обучения (тщательное изучение материала, наблюдения, эксперименты; любое преподавание должно учить жизни);

- преподавание иностранного языка с первого года обучения;

- разностороннее художественное и ремесленное обучение, ориентированное на творческое развитие личности;

- эвритмия, объединяющая язык, музыку, движение;

- обучение черчению и пространственному восприятию геометрических форм;

- наличие школьного оркестра и художественно оформленных классов и школьных праздников;

- комплексный принцип организации: детский сад (3-6 лет), 12-летняя школа «коллежская ступень», предполагающая интеграцию общего образования с профессиональной подготовкой;

- особая роль классного учителя как главного педагога-воспитателя в основной школе (1-8 классы);

- педагогическое самоуправление в виде коллегии преподавателей.

В настоящее время в Германии существует 165 вальдорфских школ с общим числом учащихся 68500. Первая подобная школа в России («Семейный лад») открылась в Москве в 1990 г. Помимо Москвы вальдорфские школы и детские сады существуют в настоящее время в Санкт-Петербурге, Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани, Самаре, Смоленске, Одессе, Днепропетровске, Тюмени, Иркутске и др.

По мнению исследователя Т.В. Цырлиной, на примере деятельности Р. Штайнера чётко прослеживается путь от авторского проекта до авторской школы как феномена педагогической культуры. В числе условий и факторов, наиболее благоприятных для распространения вальдорфских школ, названы: отсутствие жёсткой «привязки» к личности творца; необходимость приобщения педагогов к конкретной системе ценностей и их готовность и способность к работе в заданной авторской концепции; антропоцентрированный характер школы, отвечающий особенностям культуры (Т.В. Цырлина, с. 110-111).

Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия, у всех новых школьных систем 20-30-х гг. имелась общая цель – подготовка активной, социально ориентированной личности.

Изучению и распространению опыта «новых» (экспериментальных) школ содействовали Всемирная Ассоциация новых школ, Бюро педагогических экспериментов (США), Кооператив светского образования (последователи С. Френе) и др. В 20-е гг. данный опыт также стал достоянием отечественной системы образования.

Методические указания:

1. Изучите вопрос о поисках путей обновления зарубежной школы в 20-30-е гг. ХХ столетия в контексте идей реформаторской педагогики, используя учебные пособия, дидактические материалы (CD).

! Заполните таблицу:

Таблица 13.

“Системы обучения в "новых школах"”.

название автор место и время возникновения сущность
Метод проектов      
Виннетка-план      
Говард-план      
Йена-план      
Дальтон-план      

Обратите внимание на общее и особенное в характеристике данных систем обучения.

2. Познакомьтесь с поисками советской педагогикой новых подходов к методам организации учебно-воспитательного процесса в трудовой школе 20-х годов [см. учебные пособия З.И. Васильевой, с. 370-374 и Д.И. Латышиной, с. 504-508; работу Р.Б. Вендровской, с. 24-29].

! Ответьте на вопросы.

- В чём состояла специфика применения метода проектов, обучения по Дальтон-плану и др. в опыте отечественной школы?

- Какие сильные и слабые стороны новых методов отмечали советские педагоги-исследователи?

- Приведите примеры, показывающие, как в современных условиях реализуется метод проектов? В чём сущность других активных методов обучения?

3. Прочитайте следующие высказывания видных советских педагогов А.П. Пинкевича и И.Ф. Свадковского о Дальтон-плане.

«Во-первых, уничтожены пассивные «классы» с молчащими учениками и ораторствующим перед ними учителем; во-вторых, очень важный момент – понимание учеником цели своей работы: обычно учащийся от первоклассника первой ступени до студента никогда не видел всей работы в целом; в-третьих, с помощью Дальтон-плана можно дать учащемуся возможность заниматься тем, что он хочет, а не стричь всех под одну гребёнку!; в-четвёртых, ученик чувствует себя свободным; в-пятых, применение этого плана, несомненно, активизирует школу, работа становится гибче и динамичнее; в-шестых, создаются совершенно иные условия для совместной работы (кооперации) учителя и ученика, а также учеников между собой» (Пинкевич А.П. Педагогика. – М., 1929. – Ч. II, с. 177).

«Только тогда, когда учащиеся любят школу, хотят учиться, уважают друг друга и своих руководителей, когда они умеют исполнять свои постановления, когда общественное мнение способно влиять на отдельных малодисциплинированных учеников – только при этих условиях можно переходить на Дальтон-план…» (Свадковский И.Ф. Дальтон-план в применении к советской школе. – М.-Л., 1926. – С. 153).

! Ответьте на вопросы.

- Чем Дальтон-план привлекал советских исследователей с педагогической точки зрения?

- Какие трудности имели место при реализации Дальтон-плана в советской трудовой школе 20-х годов?

4. Познакомьтесь с опытом деятельности Вальдорфской школы Р. Штайнера, используя учебное пособие З.И. Васильевой (с. 335-336), книгу Т.В. Цырлиной (с. 94-111), Дидактические материалы (CD).

! Сделайте выписки, позволяющие характеризовать данную школьную систему по следующим аспектам:

● ведущая концептуальная идея,

● цель школы,

● структура школы,

● содержание и организация деятельности,

● управление школой.

Выскажите свою точку зрения по нижеприведённым высказываниям Р. Штайнера.

- «…есть деление знаний: то, что нужно ребёнку и что нужно взрослому. Каким образом в течение жизни человек совершает переход от первых ко вторым – вот о чём надо больше всего думать педагогу».

- «Тот, кто скажет, что вальдорфская школа ориентируется на антропософскую науку о духе и что в ней будет внедряться только это мировоззрение…, глубоко ошибается. Мы совсем не собираемся прививать наши принципы, содержание нашего мировоззрения молодым людям в период их становления. Мы совсем не стремимся к тому, чтобы осуществлять догматическое воспитание. Мы стремимся к тому, чтобы всё, что может дать духовная наука, стало живым делом воспитания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: