Из Великой хартии вольностей

Вопросы

Парламент

Хартия вольностей

В 1215 г. беспомощный король, не имея сил подавить восстание, согласился на все требования мятежников. Они были изложены в грамоте (хартии), которая вошла в историю под названием Великая хартия вольностей. Эта хартия ограничивала королевский произвол. Отныне между государем и подданными должен был действовать договор, в котором определялись прежде всего права подданных. Теперь король не мог, скажем, арестовать, изгнать или лишить имущества барона без предварительного решения суда, составленного из таких же баронов.

Смуты в Англии продолжались еще много лет, несмотря на утверждение королем Великой хартии вольностей. В 1263 г. в стране началась настоящая гражданская война. Король и наследник престола попали в плен к повстанцам, и победители решили созвать в 1265 г. в Вестминстере собрание из баронов, высшего духовенства, представителей графств и городов.

Это собрание получило название «парламент» (от французского глагола parler — «говорить»). С тех пор парламент становится важным государственным органом. Он представлял интересы разных групп населения страны (естественно, прежде всего знати и богатых горожан) перед лицом короля. Когда король нуждался в деньгах, он обращался за ними к парламенту, чтобы вместе определить размеры налога на подданных. При этом парламент позволял себе почтительно указывать государю на непорядки в управлении страной, на недостатки королевских министров...

Со временем подобные представительные собрания возникли в большинстве европейских государств. Во Франции они назывались Генеральными штатами, в Испании — кортесами, в Чехии и Польше — сеймом, в Германии — рейхстагом (общегерманский съезд) или ландтагами (собрания представителей в отдельных землях).

Разумеется, Иннокентий III не думал, что отлучение им английского короля приведет в конечном счете к серьезным изменениям в государственном устройстве Англии. Куда больше были заняты его мысли судьбой того самого внука Фридриха I Барбароссы, что рано остался сиротой и рос в Палермо под покровительством папского престола.

1. Какие средства использовали папы для укрепления своей власти?

2. Как вы думаете, почему крестоносцы так легко изменили первоначальный план войны в Палестине и оказались под стенами Константинополя?

3. Какие слои населения, по вашему мнению, больше всего сопротивлялись усилению королевской власти?

4. Какие причины привели к возникновению в различных странах представительных собраний?

5. Назовите какие-нибудь общие черты и отличия современных парламентов европейских стран от средневековых.

Иоанн, Божией милостью король Англии, сеньор Ирландии, герцог Нормандии и Аквитании, граф Анжу, архиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, шерифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим — привет. Знайте, что мы по Божиему внушению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших в честь Бога и для возвышения святой церкви и для улучшения королевства нашего...

1. Во-первых, дали пред Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными... Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников на вечные времена все нижеписанные вольности, чтобы имели их и владели они ими и их наследники от нас и от наследников наших...

12. Ни щитовые деньги (Щитовые деньги — налог, собиравшийся для содержания войска.), ни какая-нибудь иная подать не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и для возведения в рыцари первородного сына нашего и для выдачи первым браком замуж: дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона...

14. А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно; и кроме того, повелим позвать через шерифов наших всех тех, кто держат (лены) от нас непосредственно...

16. Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него...

39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него войной и не пошлем на него наших вассалов иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны...

52. Если кто был лишен нами без законного приговора равных своих земель, замков, вольностей или своего права, мы немедленно же вернем ему их; и если об этом возникла тяжба, пусть будет решена она по приговору двадцати, пяти баронов...

61. Мы создаем и жалуем нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами охранять и заставлять охранять мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей хартией нашей подтвердили, каким именно образом, чтобы, если мы или кто-либо из слуг наших, в чем-либо против кого-либо погрешим или какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, и нарушение это будет указано четырем баронам из вышеназванных двадцати пяти баронов, эти четыре барона явятся к нам, указывая нам нарушение, и потребуют, чтобы мы без замедления исправили его. И если мы не исправим нарушения... те двадцать пять баронов будут принуждать и теснить нас всеми способами, и всеми, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений, и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено нарушение согласно их решению. Неприкосновенной остается при этом наша личность и личность королевы нашей и детей наших. А когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде...

62. И всякое зложелательство, ненависть и злобу, возникшие между нами и вассалами нашими, церковными и светскими, со времени раздора, мы всем отпускаем и прощаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: