Драматургия 60—90-х гг

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХУIII ВЕКА

Сложность общественно-литературного развития. Социально-экономическое состояние русского общества. Либерализация монархии. Крестьянская война. Великая французская революция. Их влияние на русскую литературу и журналистику. Вопрос о масонстве в русской жизни и культуре.
Эволюция классицизма, становление сентиментализма, зарождение предромантизма, первые реалистические тенденции.
Общественно-литературный подъем в начале царствования Екатерины Работа комиссии по составлению нового Уложения. Позиция официальных кругов, литературная и журналистская деятельность императрицы.
Литературные и научно-практические издания Московского университета 1760-х гг.
Сатирические петербургские журналы 1769 г. «Всякая всячина». Журналы Н.И. Новикова. Журнальная полемика. Жанровые формы журнальной сатиры.
Н.И. Новаков и русская журналистика 70—80-х гг. Сатирические журналы начала 70-х гг. «Живописец». Социально-нравственная сатира в «Отрывке из путешествия.. «Письмах к Фалалею». Нравственно-эстетические взгляды Новикова. Масонские издания типографии Московского университета. Просветительская и общественно-благотворительная деятельность Новикова и его товарищей.

Г.Р. Державин (1743-1816)

Личность, судьба и творчество. Общественно-политическая и литературно-эстетическая позиция. Трансформация жанра оды («Фелица»). Героико-патриотические («На переход Альпийских гор», «Снигирь») и обличительные произведения («Вельможа», «Властителям и судиям»). Философская лирика. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Река времен..»). Человек и Бог, судьба, жизнь и смерть в художественном мире философских стихов Державина. Идеал честной частной жизни («Енгению. Жизнь Званская»). Анакреонтические стихи. Державин о признании поэта и своем творчестве. («Признание», «К лире», «Памятник», «Лебедь»). Поэтическое новаторство Державина. Широта художественного изображения действительности. «Забавный русский слог». Автобиографиям. Вопрос о художественном методе Державина и значение его творчества для русской литературы.

Историко-политические трагедии (А.П. Сумароков, Н.П. Николев, Я.Б. Княжнин). Художественное освоение русской истории. Усиление тираноборческих мотивов. Русская классическая комедия (ВВ. Капнист, Я.Б. Княжнин). Развитие жанров «слезной» драмы и комической оперы. Крестьянская тема в комической опере.

ДМ. Фонвизин (1744—1792)

Литературно-общественная деятельность. Своеобразие художественного таланта. Комедии. «Бригадир» как комедия нравов. Обличение пороков русского дворянства. Проблема воспитания. Социально-политическая комедия «Недоросль». Композиция и сюжет пьесы. Роль «внесюжетных» сцен и «внесценических персонажей». Новые принципы построения характеров. Особенности системы образов. Конфликт и его развитие.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ХУIII ВЕКА

Русский сентиментализм

Идейно-эстетические основы. Своеобразие. Представители. Чувствительный человек — новый идеал времени. Система жанров. Сентиментализм в поэзии, прозе, драматургии. Сентиментализм и романтизм. Вопрос о просветительском реализме в литературе последней четверти столетия.

Н.М. Карамзин (1766—1826)

Н.М. Карамзин — прозаик, поэт, издатель, литературный критик, историк.

Работа в журнале «детское чтение для сердца и разума». Значение опыта заграничного путешествия и знакомства с европейской культурой. «Письма русского путешественника» как документально-художественное произведение. «Московский журнал». Структура. Литературная и театральная критика в журнале.

Повести («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»). Жанровое своеобразие. Психологизм («познание внутреннего человека»). Художественное время и пространство. Особенности авторской позиции. Предромантизм в творчестве Карамзина («Остров Борнгольм»). Художественные искания 1800-х гг.

История в творчестве Карамзина и проблемы становления художественного историзма в литературе.

А.Н. Радищев (1749—1 802)

Творческий путь. Общественно-политические и эстетические взгляды. «Внутренний человек» в общественной жизни — основная тема творчества. «Путешествие из Петербурга в Москву>. История создания и публикации. Жанр. Проблематика («естественный закон» и всеобщее беззаконие; личность и государство: прямое и непрямое «видение» действительности). Образ путешественника. Народ в изображении А. Н. Радищева. Логика композиционного построения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные этапы и итоги развития русской литературы и журналистики ХУIII в. Место в истории отечественной культуры и значение для современности.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

Произведения ХIХ в. запечатлели сложнейшие исторические и политическое процессы, происходившие в русском обществе, его напряженные философские, религиозные, нравственные и эстетическое искания.

Русская литература ХIХ в. поражает своим идейно-художественным богатством и многообразием. Гениальные художники ХIХ столетия в своих произведениях стремились ни только запечатлеть современную им действительность, решать «вечные вопросы» — о смысле бытия, бесценности человеческой жизни, добре и зле, бессмертии души и др., но и предугадали общий ход исторического развития и отдельные события общественно-политической и духовной жизни о указало, как можно избежать пагубных последствий неразумных попыток навязать человечеству ложные теории, противоречащие объективным законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: