Введение. При изучении данного раздела курса основное внимание уделяется рассмотрению таких особенностей литературно-общественного движения 18 В. , как формирование

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХУIII ВЕКА

При изучении данного раздела курса основное внимание уделяется рассмотрению таких особенностей литературно-общественного движения 18 в., как формирование «новой» русской литературы, ее связь с общественной жизнью и идеями Просвещения; классицизм и сентиментализм как творческие методы и литературные направления; развитие ранней русской журналистики в тесной связи с литературой и публицистикой, с распространением просветительских идеалов, формированием нового типа общественного сознания.

Общая характеристика русской литературы и журналистики ХУIII в. Своеобразие экономических и социально-политических отношений в Российской империи в ХУIII в. Формирование новой русской литературы как составная часть процесса становления русской нации. Основные черты новой литературы в сравнении со средневековой словесностью. Значение традиций национальной и мировой культуры.

ХУIII в. — эпоха Просвещения. Просветительская идеология. Идеи внесословной ценности личности, «естественного равенства», просвещенной монархии и их отражение в литературе и журналистике. Новая концепция личности. Гуманистический пафос литературы и идеи государственности.

Основные закономерности общественно-политического и историко-литературного развития. Классицизм и сентиментализм. Вопрос о русском просветительском реализме и предромантизме.

Литература как средство воспитания и формирования общественного мнения. Культ служения отечеству и гражданской добродетели. Проблема периодизации литературного процесса и ранней русской журналистики.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА КОНЕЦ ХУII — IIЕРВАЯ ТРЕТЬ ХУIII вв.

Петровское время. Социально-экономическое, культурное своеобразие и значение петровских преобразований. Начало формирования нового типа общественного сознания. Обмирщение и европеизация в культуре, искусстве, быту. Журналистика и публицистика. Сочинения политического и исторического характера. Пропаганда новых моральных и бытовых норм в «прикладной» литературе («Юности честное зерцало»).
»Ведомости»первая русская газета. Тип и характер публикаций.
Переходный характер литературы. Совмещение традиций фольклора, древнерусской литературы, европейского барокко. Пестрота и неупорядоченность литературы в идейном, жанровом, стилистическом отношениях. Рукописная литература. Особенности взаимодействия литературы и фольклора. Неоднозначность оценки личности и деятельности Петра 1 в произведениях устного народного творчества.
Стихотворство. Панегирическая и победно-патриотическая лирика. Любовные вирши.
Театр и драматургия. Школьные театры и их репертуар. Придворные театры. Попытки создания общедоступного театра.
Повести (гистории). «Гистория о российском матросе Василии Кориотском...». Традиции фольклора, отечественной прозы ХУII в., переводной литературы. Новый тип героя и новое осмысление судьбы человека, его связей с домом, национальным укладом, любви и брака.


ЛИТЕРАТУРА 1730-1750-х гг.


Русский классицизм как художественный метод и направление в литературе и искусстве. Просветительский характер русского классицизма, его связь с европейским. Философские, социально-политические и морально-нравственные основы русского классицизма. Принцип подражания природе и литературным образцам. Своеобразие эстетического идеала. Человек в литературе классицизма. Особенности типизации. Жанрово-стилевая система. Эволюция русского классицизма. В.К. Тредиаковский,М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков — теоретики русского классицизма. «Эпистола о стихотворстве» А.П. Сумарокова.


А.Д. Кантемир (1708—1 744)


Общественно-политические и эстетические позиции. Энциклопедизм знаний и интересов. А.Д. Кантемир — основатель жанра русской стихотворной сатиры. Теория и история жанра сатиры. Сатиры Кантемира (1, 2, 7), их просветительская направленность, особенности ком позиции, языка, своеобразие выражения авторской позиции. Авторские примечания к сатирам.
Связь творчества Кантемира с сатирическим направлением в русской литературе.


В.К. Тредиаковский (1703—1769)


Оригинальное художественное творчество (первые «правильные» оды, эпистолы, любовная лирика, басни). Особенности поэтического языка и стиля. Переводы и переложения («Езда в остров любви», «Тилемахида»).
Теоретические трактаты. «Рассуждения...» об оде и о героической поэме. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и реформа стихосложения.


М.В. Ломоносов (1711—1765)
Жизнь и творчество. Государственно-общественная и научно-просветительская

деятельность.
Оды — основной жанр поэзии М.В. Ломоносова, их лирико-публицистический характер и просветительская направленность. Тематическое многообразие. Композиция. Высокая риторика. Изобразительно-выразительные средства. «Ода день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747года».
Научно-философская поэзия. «Утреннее размышление о Божием величестве «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния «Письмо о пользе стекла». Лирический восторг и размышления ученого. Своеобразие композиции.
Размышления о назначении поэзии и месте поэта в мире. Философия жизни эстетический идеал Ломоносова. «Разговор с Анакреоном».
Научно-филологические труды. Теория и практика нового российского стихотворства («Письмо о правилах российского стихотворства»). Теория «Трех штилей» («Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»).


А.П.Сумароков (1717—1777)
Социально-политические и эстетические взгляды. Активность жизненно творческой позиции.
Драматургия. Создание национального театрального репертуара. Классическая высокая трагедия. Национально-историческая тематика. Идеи просвещенной монархии. Своеобразие конфликта и системы образов. «Дмитрий Самозванец». Развитие комедии. Элементы «слезной драмы» («Опекун»).
Поэзия Сумарокова. Идейно-художественное своеобразие стихотворных сатир, басен, песен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: