double arrow

Материалы для работы маслом


ГЛАВА2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДИИ ЖИВОПИСИ ПОРТРЕТА МАСЛОМ В ККИИРА

Для создания работы маслом художники употребляют разнообразные материалы — холст, картон, краски, лаки и другие — и выбирают их в строгом соответствии с методом своей работы и техникой, стремясь обеспечить наилучшую сохранность первоначального колорита, силу и звучность красок.

Правильно выбранная художником основа под картину во многом влияет на качество живописи, свободу и легкость проведения живописного процесса, сказывается на сохранности колорита и всего произведения в целом. Основа ее, материал, фактура, грунт должны в полной мере соответствовать технике художника и особенностям его метода ведения живописного процесса.

«В качестве основы для масляной живописи чаще всего выбирают холст. Лучше всего подойдут льняные холсты, так как они обладают наибольшей прочностью и особенно стойкостью к различного рода воздействиям атмосферной влаги и температурным колебаниям обладают льняные ткани» [ист. 5, 28]. Существенным преимуществом тканей из льна является присущая им жесткость и стойкость их волокон к структурным изменениям, вызываемым различного рода внешними физико-механическими воздействиями на ткань. Это свойство льняных тканей благоприятно влияет на их способность сохранять неизменными первоначальное строение и фактуру, в том числе своеобразие своей зернистости, имеющей большое значение в живописи. Выбирая холст, важно проверить, нет ли на нем ткацких дефектов (нити неравномерной толщины, пропуски нитей, узлы и т. п.), неблагоприятно влияющих на проклейку и грунтовку холста и мешающих нормальному выполнению живописного процесса. Ткацкие дефекты, хорошо заметные на лицевой поверхности ткани, отрицательно сказываются и на зрительном восприятии самой живописи, особенно при тонкослойном методе письма.

Для этюдов, набросков и кратковременных работ используют плотный картон, загрунтованный по такой же технологии как и холст.

Немаловажно так же правильно выбрать подрамник. В любом жанре станковой живописи, качество подрамника, на который натягивают холст, очень серьезно влияет не только на сохранность живописи, но и на нормальную работу художника над своим произведением. Основное назначение подрамника состоит в том, чтобы постоянно обеспечивать равномерное натяжение растянутого на нем холста, не допуская при этом излишне резких изменений в напряжении волокон ткани. Планки подрамника должны быть из сухой, выдержанной древесины сосны или липы, не имеющей каких-либо изъянов. Если же планки сделаны из плохо просушенного дерева, то, ссыхаясь и уменьшаясь в объеме, они неизбежно покоробятся, изменят форму, а нередко могут дать трещины и расколоться. Натянутый на такой подрамник холст через некоторое время провисает, а это неминуемо приводит к растрескиванию и осыпанию нанесенного на него красочного слоя. Части подрамника необходимо подвергать тщательной столярной обработке и отделке.

Несложно догадаться, что качество и правильный выбор красок в большей степени влияет на процесс и результат работы живописца. Живописные масляные краски состоят из сухих порошкообразных красящих веществ, придающих им цвет, и связующего вещества, в основном масла, обладающего способностью связывать частицы красочного порошка, удерживая их на поверхности картины. Стертые с маслом красящие вещества образуют пастообразную масляную краску. Благодаря связующему веществу краски, высыхая, образуют прочные, твердые и стойкие к внешним воздействиям красочные пленки. «Вполне достаточна палитра, состоящая из наиболее прочных и светоустойчивых так называемых «нормальных» красок: белил свинцовых, белил смешанных, охры светло-желтой, охры темно-желтой, марса оранжевого, кадмия желтого, красной земли светлой и темной, кадмия красного, краплака темного, изумрудной зелени, окиси хрома, кобальта синего, кобальта фиолетового, марса, коричневого, сиены жженой, умбры натуральной, виноградной черной» [ист. 5, 53]. Выбор художником красок имеет большое значение не только для сохранности самой живописи, но и для силы и звучности её колорита. Не обязательно включать в палитру все имеющиеся в продаже краски, некоторые из них не только не нужны, но и могут принести живописцу серьезные неприятности, в особенности в смесях.

Так же для работы нужны растворители (разбавители) красок. Для разжижения масляных красок с целью придания им удобной для работы консистенции пользуются различными средствами: обыкновенным скипидаром, терпентинным скипидаром, пиненом, уайт-спиритом, или разбавителем № 2, смесью из равных частей скипидара и уайт-спирита (разбавитель № 1), мастиксовым лаком, даммарным лаком, копаловым масляным лаком, масляным разбавителем.

Особенно часто применяется разжижитель из смеси масла, скипидара и лака или же из смеси масла и скипидара. Подавляющее большинство этих разжижителей используется художниками без учета состава самих красок и влияния, оказываемого на них разжижителем, а также вне зависимости от требований сохранности самой живописи.

Лучшими разжижителями в настоящее время являются уайт-спирит и фисташковый лак, приготовленный на скипидаре сибирской лиственницы.

Для работы масляными красками необходим набор различных инструментов. В первую очередь это кисти.

Художники, работающие масляными красками, пользуются преимущественно щетинными кистями из белой свиной щетины (прил. Ж). Для корпусной живописи применяют плоские щетинные кисти. Эти же кисти, но меньшего размера, хороши для живописи света и теней. Для проработки деталей употребляют круглые и плоские колонковые кисти (прил. З), выделываемые из волоса колонка; ими же прописывают контуры. Кисти нужно держать в чистоте, после работы обязательно мыть теплой водой с мылом и давать им просохнуть. Кисти с засохшей масляной краской, хотя и отмываются в керосине, но при этом теряют свои качества и форму.

Необходимой принадлежностью художника при работе масляными красками является палитра (прил. И). Хорошая палитра должна быть удобной и легкой, более толстой около большого пальца и постепенно утончающейся к левому верхнему краю. В правый нижний край больших палитр вставляют кусок свинца, служащий противовесом.

Палитру надо содержать в чистоте. После работы следует снять с неё все смеси красок шпателем и насухо протереть её мягкой тряпкой.

Металлические чашечки для растворителей и лаков, прикрепляемые к краям палитры, также следует держать в чистоте. По окончании работы их тщательно протирают, иначе они будут служить постоянным источником загрязнения красок. Растворители наливают каждый раз свежие.

Значительно облегчает работу правильное расположение красок на палитре. Их кладут на верхний край, оставляя всю остальную поверхность свободной для составления смесей. Каждая краска должна иметь свое определенное место. Обычно в правом краю кладут белила, а за ними сначала красные, затем желтые, зеленые, синие, коричневые и черные краски (прил. К). Но можно располагать их иначе: в центре края палитры — белила, справа желтые и красные краски, а слева — зеленые, синие и черные (прил. Л).

При работе масляными красками необходимо уметь правильно держать палитру и кисти (прил. М).

Роговые или стальные шпатели (прил. Н) применяются для смешения красок, красящего вещества и масла и удаления с палитры красок. Здесь пригодны также мастихины (прил. О), выделываемые из мягкой стали .

Муштабель – легкая палочка с шариком на конце служит художнику опорой для руки, когда он пишет, держа кисть в вытянутой руке (прил. П).

Этюдники. Наиболее удобен этюдник, по своему типу представляющий простой ящик. В него вставляются несколько хорошо обструганных дощечек или фанера, на которые с обеих сторон кнопками прикрепляется холст. Так же можно использовать мольберты (прил. Р).


Сейчас читают про: