ТЕМА 2. АНТРОПОГЕНЕЗ И ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
Содержание тем дисциплины
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Законы и принципы истории. «историческая закономерность». истории. Событийность и процессуальность в истории.
Основные функции исторической науки: практически-политическая, познавательная, воспитательная. Методология науки и курса всеобщей истории. Принципы изучения исторических данных.
История в пространстве общественных и гуманитарных наук: взаимосвязь с социологией, политологией, экономикой, философией, этнографией, антропологией, психологией, географией. Основные субдисциплины истории: гражданская, политическая, социальная, экономическая, этническая, военная, история культуры, градостроительная и т.д.Основные концепции всемирно-исторического процесса.
|
|
Методы исторического познания. Методология науки и курса Всемирной истории. Основные способы членения исторического процесса. Методы исторического исследования.
Принципы изучения исторических данных. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории.
Эпоха первобытности, её хронология и периодизация. Геологическая шкала истории Земли. Антропологические, этнографические и археологические подходы к изучению первобытности. Антропогенез как биологическая изменчивость человека и его предков во времени. Гоминидная триада и основные факторы антропогенеза: мутация, естественный отбор, изоляция, генетический дрейф и принцип основателя. Африка как колыбель человечества: австралопитеки и Homo habilis.
Палеоантропология и исторические разновидности ископаемых людей: архантропы, палеоантропы и неоантропы. Антропогенетические теории моноцентризма и полицентризма. Завершение процесса антропогенеза и формирование человеческих рас.
Возникновение человеческого общества и становление первобытной родовой общины. Присваивающие (охота, рыболовство, собирательство) и производящие (земледелие и скотоводство) хозяйственно-культурные типы. Основные принципы социальной организации раннепервобытного общества: гендер, возраст, родство. Проблема матриархата/патриархата. Основные формы социальной организации развитой первобытности: община, родовая организация, система возрастных классов, тайные союзы. Семейно-брачные отношения и классификационные системы родства. Археологические эпохи (палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век, железный век). Неолитическая революция. Общественное разделение труда. Половозрастная стратификация. Социализация.
|
|
Основные модели развития ранних традиционных обществ: азиатская и античная. Альтернативные пути к цивилизации. Цивилизации Древнего Востока (III тыс. до н. э. – начало I тыс. н. э.): древнеегипетская, месопотамская, древнекитайская, древнеиндийская. Малая Азия и Палестина.
Персидская мировая империя. Восточная деспотия. Власть-собственность как основа восточной модели доиндустриальных обществ. Проблема так называемого азиатского способа производства. Общее и особенное у цивилизаций Древнего Востока.
Цивилизации Нового света: империя инков, города-государства майя и ацтеков. Монументальное строительство (храмовые комплексы, пирамиды, ирригационные системы, города). Иероглифические системы письма и силлабические алфавиты.
Античная цивилизационная модель (II–I тыс. до н.э. – IV в. н.э.). Хеттская и минойская цивилизации. Ахейская и гомеровская Греция. Архаическая и классическая Греция. Спарта, Коринф, Афины. Полисная система. Аттика, становление и развитие античной демократии. Греко-персидские войны. Век Перикла. Культура Древней Греции. Распад полисов. Империя Александра Македонского. Эллинизм. Распространение античных ценностей. Европа в античную эпоху. Кельты, германцы, скифы. Этрусская проблема. Древний Рим. Царский и республиканский периоды. Гражданские войны.