Конституция 1787 г. общие принципы

Создание федеральной конституции

Ближайший ход событий и государственного развития штатов обнаружил или полную излишность созданной конституции, или ее очевидную недостаточность для регулирования действительных интересов союза. Самой острой стала проблема фи­нансов, в том числе финансирования армии при помощи налогов штатов. Выпуск бумажных денег при отсутствии единого руководст­ва, как и следовало, ожидать, завершился быстрым их обесценивани­ем и финансовым крахом. Встал вопрос о судьбе французских кре­дитов: без централизованного правительства возврат их был пробле­матичным. Сохранение каждым штатом собственных торговых по­шлин вызвало анархию в торговле при внешней видимости единст­ва. После 1782 г. началось активное освоение новых земель к западу. Их использование, разделы также стали составлять важную политическую проблему. Конфедерация доказала свою жизненность в разрешении конфликтов между штатами, но перед лицом более острых противоречий (в 1786 г. на общем фоне народных волнений из-за долгов и финансового кризиса разразилось значительное по размаху фермерское восстание под руководством Д. Шейса) оказы­валась пассивной. Это ставило под вопрос провозглашенные консти­туционные гарантии: «Если не хватит силы, чтобы справиться с ни­ми, — писал Вашингтон Мэдисону, — какая гарантия, что человеку обеспечены жизнь, свобода и собственность».

Вопросы о торговле и финансовой политике стали побудитель­ным поводом к пересмотру «Статей» 1781 г. В августе 1786 г. в Кон­тинентальный конгресс были внесены проекты поправок, на основа­нии которых предполагалось установить права союзных властей ре­гулировать торговлю и, главное, собирать налоги. Одновременно по инициативе отдельных штатов был созван специальный Аннаполисский конгресс по вопросам торговли. Конгресс не состоялся из-за отсутствия представителей большинства штатов. В этих условиях Мэдисон и Гамильтон составили воззвание, в котором пригласили представителей всех штатов собраться в мае 1787 г. в Филадельфии на специальный конвент для выработки новой конституции Северо­американских соединенных штатов.

В обстановке реального кризиса власти и управляемости государ­ственного объединения идея образования нового союза сосредоточи­лась на формировании сильной правительственной (или исполни­тельной) власти. Именно этим предполагалось преодолеть господст­вовавшие в ходе Войны за независимость «мечтания о всестороннем самоуправлении». «Мы должны исправить у себя много ошибок, — отмечал Вашингтон. — Составляя свою конфедерацию, мы, может быть, имели слишком хорошее мнение о человеческой природе. Опыт показывает, что без вмешательства принудительной власти люди не усваивают и не исполняют мер, даже наиболее выгодных для них самих». Еще одним важным мотивом провозглашалось пре­одоление «эксцессов демократии»: «Народ возбудим и непостоянен, редко способен рассуждать и верно решать» (Р. Шерман).

Собравшийся в Филадельфии Конституционный конвент (25 мая - - 17 сентября 1787 г.) носил учредительный характер. Для Участия в нем были избраны представители от всех штатов. Некото­рые не смогли прибыть, часть отказались, и в итоге в работе кон­вента принимали участие 55 «отцов-основателей» (как их стали на­зывать впоследствии). Все они принадлежали к верхам сложившего­ся американского общества, большинство стали и политическими лидерами в ходе Войны за независимость.

Несмотря на результаты государственно-политического определе­ния штатов и итоги Войны за независимость, в конвенте был поставлен вопрос о будущей форме государственного устройства. А. Гамильтон выступил с обоснованием выгод, которые принесла бы с со­бой монархическая организация по британскому образцу, оцененную им как «лучшую модель, когда-либо созданную в мире». Однако вполне очевидно было, что американское общество не располагает никакими традициями для учреждения монархии. Закономерно вы­бор был сделан в пользу республики. Обсуждение ее учреждений ве­лось на основе т. н. «виргинского плана», составленного под руковод­ством Д. Мэдисона и Э. Рэндольфа. В плане особенно подчеркивалось значение учреждения сильной центральной власти. В дискуссиях все более и более конструировался обобщенный образ властвования и правления на основе конституций штатов, в том числе путем закреп­ления принципа разделения законодательной и исполнительной вла­сти. Важный компромисс в организации законодательной власти был, достигнут по предложению Б. Франклина: двухпалатное законода­тельное собрание, причем одна из палат была бы представительством штатов. На уступки представителям южных штатов пришлось пойти и в вопросе о сохранении рабства. 17 сентября 1787 г. новая конституция была одобрена депутатами (хотя и не всеми).

С декабря 1788 г. началось обсуждение и утверждение конститу­ции в законодательных собраниях штатов. Оно шло с большими за-; труднениями. Преодолению их способствовала активная публици­стическая деятельность Гамильтона, Мэдисона и других в поли­тическом журнале «Федералист». К августу 1788 г. конституцию одобрили все 13 штатов. С декабря 1788 г. начались выборы прези­дента Соединенных штатов, а затем и законодательного конгресса. К апрелю 1789 г. необходимое число депутатов нового законода­тельного собрания были избраны. Прежний, Второй Континенталь­ный конгресс самораспустился. В апреле 1789 г. открылась 1-я сес­сия 1-го конгресса США, а 30 апреля вступил в должность первый президент Д. Вашингтон.

Конституция 1787 г. сформировала новое государственное единство североамериканских штатов и, по сути, впер­вые — единую государственную организацию. Принципом конституционного устройства провозглашалась республиканская форма правления — как для общего государства, так и для отдельных штатов, причем республика (в развитие английской тра­диции парламентской монархии), основанная на безусловном верхо­венстве представителей законодательной власти (соответственно господствующему воззрению XVIII в., именно законодательная власть считалась определяющей в жизни государства). Конституция практически не затрагивала вопросов внутреннего политического и| административного устройства штатов, кроме как в определении полномочий общегосударственных органов и указания ограничений которым впредь подлежал условный суверенитет штатов, — т. е. закреплялся принцип федеративного государственного устройства, основанного на признании высокой степени само­стоятельности штатов. Решение территориальных и наиболее весо­мых политических вопросов подразумевало согласование действий общефедеральных властей с позицией штатов.

Конституция признавалась верховным правом страны (наряду с международными договорами) и имела безусловный приоритет над законами штатов в том, что было подвержено ее ре­гулированию. Как закон особого качества, она обладала высо­кой степенью стабильности и была выведена из-под обычной законодательной процедуры. Для изменения конституции предусматривалась особая процедура поправок. Они принимались квалифицированным большинством общефедерального законода­тельного органа (либо специально созванным конституционным конвентом) и затем согласовывались с законодательными органами штатов (либо также особыми собраниями штатов). На утверждение отводилось по несколько лет.

Организация государственной власти была подчинена прин­ципу разделения властей. Причем в развитие старой доктрины Д. Локка наряду с законодательной и исполнительной властями американская конституция выделила в особое положение и судебную. Она считалась важнейшей в деле обеспечения прав и свобод граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: