Судоустройство. Закон 1789 г

В колониальный период в будущих Со­единенных Штатах юстиция ограничи­валась в основном местными судами общего права. В конце XVII — начале XVIII в. в ряде колоний (Массачусетс, Пенсильвания) были созданы специальные апелляционные суды для повторного разбора дел, решенных местными судьями. Однако в подавляющем боль­шинстве значение апелляционной инстанции имели законодатель­ные собрания колоний или губернаторские советы. При губернато­рах действовали также (наподобие английских канцлерских судов) «суды справедливости». В 1673 г., также сходственно с традициями общего права, были созданы в ряде штатов (Пенсильвания, Дэлавер, Мэриленд) специальные суды пробата для рассмотрения дел о завещаниях. Временно существовали также особые сиротские суды (по делам опеки).

До провозглашения независимости общего судебного органа, есте­ственно, не было. Роль высшего апелляционного суда для колоний играл Тайный совет английского короля, куда переносились дела в исключительных случаях. Кроме того, создавались окружные ад­миральские суды для разбора дел, связанных с морскими пе­ревозками, корабельным делом, захватом грузов, морским страхова­нием и т. п. Особо важную сферу составили призовые дела, связанные с законным захватом брошенных судов и их грузов, потерпевших кораблекрушение, оказанием помощи на море. В 1779 г. был сформирован практически первый общий для всех штатов судебный орган — Апелляционный суд по делам о захватах.

Конституция 1787 г. положила начало формированию общефеде­ральной судебной системы, поставив во главе ее Верховный суд, правда, с очень ограниченными полномочиями. Однако формирова­ние сферы общефедерального права, исключительных полномочий федерации сделало настоятельной задачу создания законченной фе­деральной судебной системы.

На первой сессии конгресса США был принят Закон о судоуст­ройстве (24 сентября 1789 г.), который заложил принципы феде­ральной судебной системы[11]. Основные идеи в организации феде­ральной юстиции были взяты из исторической системы английских разъездных судов. В новых условиях сложилась, однако, более стро­гая система точно соподчиненных судебных органов трех уровней.

Низший уровень федеральной юстиции составили районные су­ды. В стране учреждались 13 особых судебных районов (которые не совпадали географически со штатом). В каждом районе действовал 1 федеральный судья[12]. Районный суд рассматривал в основном зна­чительные гражданские дела. Позднее он получил и уголовную юрисдикцию в пределах общефедерального законодательства. Иски с требованием менее 10 тыс. долларов (по критерию сер. XX в.) сле­довало подавать только в суды штата. Исключительной подсудности районных судов подлежали дела, связанные с мореходством, банк­ротством, авторским и патентным правом, захватом земель. Спор­ные дела решались при участии суда присяжных.

С 1773 г. под общим началом районных судов стали функциони­ровать посредники — комиссионеры, которые были как бы помощниками федеральных судей. Законодательный статус им был придан в 1817 г. Комиссионерами могли становиться лица, имею­щие правовую подготовку. Занимались они главным образом мера­ми по обеспечению иска, освобождению под залог, разбором мелких правонарушений от имени федерального судьи. Комиссионеры вы­полняли и некоторые нотариальные функции.

Второй уровень федеральной юстиции составили окружные судебной системы, по закону 1789 г., районные федеральные суды объединялись в 3 округа, и в каждом учреждался суд из трех судей один — федеральный районный судья по месту нахождения и двое Верховного суда). Судьи были не постоянными, а разъездные: приезжали в свой округ для рассмотрения дел на одну-две сессии в год. В конце XVIII в. состав суда был сокращен до одного члена Верховного суда, в 1891 г. Конгресс отменил ежегодные обязательные «путешествия». В 1869 г. окружные федеральные суды бы­ли реорганизованы в особую категорию судов с самостоятельным персоналом и подсудностью. В 1891 г. они преобразовались в ок­ружные апелляционные суды. В федерации учреждалось 11 окру­гов, в которые объединялись районные федеральные суды. В каждом округе действовал суд в составе от 3 до 15 судей (в настоящее вре­мя — от 4 до 23 в наибольшем округе, включающем Калифорнию и западные штаты). Судьи могли рассматривать дела как единолично, так и в полном составе округа. В 1911 г. окончательно была уста­новлена только апелляционная юрисдикция окружных су­дов: в них разбирались обжалования на решения районных судов. В подавляющем большинстве случаев окружные суды были последней инстанцией судебного рассмотрения.

Высший уровень федеральной юстиции представлял Верховный суд. Рассмотрению в нем подлежали дела исключительной компе­тенции, где штат был одной из сторон, либо иски к представителям Иностранных государств, споры между штатами. В порядке апелля­ции в него также могли вноситься только такие дела, когда в ходе рассмотрения вставали проблемы законности или конституционно­сти договора, либо когда затрагивались «существенные федеральные вопросы». В общем виде Верховный суд сам решал, какое дело при­нимать к своему рассмотрению в порядке апелляции (в конце XIX в. в него поступало до 400 прошений в год из низших судов от н. сертиорарии — оставлении дела у себя для рассмотрения; удовлетворялось не более 10% прошений).

Судей всех федеральных судов назначал президент с согласия Сената. Согласно специальному закону — Акту о регулировании су­дебных процессов (1789) — федеральные суды руководствовались в своей деятельности процедурой, признанной для судов общего права и права справедливости совместно. В 1873 г. был составлен специ­альный Свод законов о судоустройстве, замененный в 1911 г. Судеб­ным кодексом.

Помимо основных федеральных судов, на протяжении XIX -начала XX в. сформировались специальные суды: территориальные, которые разбирали дела на особых территориях (Гуам, тихоокеан­ские острова и т. п.), таможенные, налоговые. Своя особая система судов сложилась в федеральном округе Колумбия. Отдельную часть федеральной юстиции составили военные суды, которые действова­ли непостоянно. Наиболее важной их особенностью стало то, что ре­шения военных судов ни в коем случае не подлежат внесению в Верховный суд.

Наиболее своеобразным, самостоятельным судебным органом стал Претензионный суд (учрежден в 1855 г.). Он был образован для сбора претензий частных лиц к казне Соединенных Штатов. Первоначально эти требования не носили вполне искового характе­ра, поскольку в XVIII-XIX вв. казна считалась неответственной за вред, причиненный действиями ее агентов частным лицам, и рас­смотрению подлежали только долговые и подрядовые обязательства. С сер. XIX в. Верховный суд выступил с инициативой пересмотра прежней судебной идеи о суверенном иммунитете государств. Пре­тензионный суд превратился в полноценный орган с правом выно­сить решения по существу (1862). Правда, окончательное призна­ние судебной юрисдикции этого органа и ответственности казны за причиненный ею вред растянулось почти на сто лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: