Сословный строй

Абсолютная монархия во Франции

Завершение централизации во Франции сопровождалось оформлением но­вой сословной структуры. Политический абсолютизм в своей право­вой политике закреплял восходящее к средневековью имуществен­ное и юридическое неравенство общественных групп в пользу привилегированных сословий — дворянства и духо­венства.

Термин сословие (ordre) возник в языке правоведов в XIV в. Принадлежность к тому или другому сословию традици­онно была взаимосвязана с большей или меньшей причастностью к отправлению власти; в этом смысле корни сословной системы уходили в средневековые феодальные порядки. «Сословие, — от­мечалось в одном из юридических руководств начала XVII в., - это достоинство со способностью к публичной власти. Наверху церковный чин, духовенство, ибо Божий министры по праву дол­жны сохранять первую степень почести. Затем дворянство, будь оно родовитое, древнее и незапамятное, происходящее от древних поколений, будь оно знатное по достоинству, проистекшее от служебных сеньорий, сообщающих те же привилегии. Наконец, третье сословие, охватывающее остальной народ[13]». Структура трех сословий во французском правопорядке, начиная с XVII в., была компромиссом государственной политики, отказав­шейся от особого правового выделения знати и включившей, наконец, крестьянство в общую сословную структуру наравне с городским населением.

Католическое духовенство считалось первым сословием. Оно бы­ло относительно немногочисленным (до 130 тыс. чел. к 1789 г., в т. ч. 90 тыс. сельских священнослужителей), но пользовалось наиболь­шими привилегиями. Принадлежность к сословию определялась указом 1695 г., согласно которому для причисления к клирикам нужно было «церковно жить» и занимать одну из реальных церков­ных должностей. В налоговом отношении духовенство было свободно от прямых и, частично, от косвенных налогов. Одна­ко платило налоги с принадлежащей церкви недвижимости. Исклю­чительность положения духовенства состояла в том, что церковь са­ма имела право на налогообложение в свою пользу: амортизацион­ный налог с имуществ особого рода, кем-либо приобретаемых, деся­тину, особый благодарственный дар, собираемый каждые десять лет (с 1560 г.). В правовом отношении духовенство подлежа­ло только своему епископскому суду. Юридический иммунитет ду­ховенства был несколько ограничен в середине XVIII в. расширени­ем прав королевских судов, в особенности по уголовным делам и по спорам о недвижимостях. Но привилегии сохранялись значитель­ные: клирики не могли быть взяты под арест за долги, их имущест­ва пользовались широкой неприкосновенностью. В служилом отношении клирики были свободны от воинской повинности (исходя еще из постановления Клермонского собора 1095 г.); она была заменена для них военным налогом. Духовенство было свобод­но и от городских служб.

Высшее духовенство, реально пользовавшееся имуществами цер­кви, пополнялось в основном из дворян (оно насчитывало до 6 тыс. чел.). Низшее — из третьего сословия. Монашествующее духовенст­во обладало особыми привилегиями, но в правовом смысле пребыва­ло в состоянии гражданской смерти в связи с обетами бедности и по­слушания.

Дворянство составляло второе сословие. К концу XVIII в. оно насчитывало до 400 тыс. семей. Как сословие дворянство не было однородным, и это влияло на различия в некоторых привилегиях. Дворянство подразделялось на пожалованное и служилое. Пожалованное основывалось на наследственных правах или на выданном королем дворянском патенте (первые грамоты-патенты пожалованы еще в 1285 г.; их обязательно ре­гистрировали в парламентах). Наследственные права вытекали из обладания дворянскими вотчинами, полученными по отцов­ской линии (по материнской — только в некоторых про­винциях: Шампани, Барруа), а также по родовому счету в 3-4 поколения, С 1579 г. было запрещено даровать права дворянства только по факту владения дворянской вотчиной, нужно было доказать благородство рода.

Служилое дворянство окончательно оформилось с эпо­хой абсолютизма. С XVII в. дворянское звание стало жаловаться по гражданской службе (дворянство мантии) — право на него приобретали прослужившие более 20 лет в королевских долж­ностях (1-я степень) и в трех поколениях в чинах советников. Неко­торые городские муниципальные должности также давали право на выслуженное дворянство. С 1750 г. появилась категория дворян­ства шпаги, когда оно жаловалось за службу в военных чинах или за отличия во время военных кампаний. Служилые дворяне не имели прав на королевские пособия, не имели вотчинных привиле­гий. Дворянское звание можно было и утратить вследствие занятий ремеслом, торговлей (кроме оптовой и морской), совершения неко­торых бесчестных преступлений.

В налоговом отношении дворяне были свободны от личных налогов (тальи), но платили налоги с имущества и осо­бые всеобщие налоги. Знать имела право, кроме того, на коро­левские пенсии. В правовом отношении дворянство об­ладало привилегией на суд бальи по гражданским делам и на суд Большой палаты парламента по уголовным. В их отношении не применялись позорящие наказания. В служебном отно­шении военная служба считалась обязанностью дворян. При этом они имели исключительное право на службу в коннице. Были некоторые службы, зарезервированные для дворянства. Во­инским регламентом 1781 г. предписывалось принимать в офи­церские училища только детей дворян, засвидетельствовавших четыре благородных поколения. Только дворянство обладало вот­чинными и феодальными правами в принадлежащих им землях (право охоты, личных повинностей и др.).

Третье сословие (tiers-etat) составляло большинство нации (око­ло 24 млн. чел. к 1789 г.) и не было полностью однородным. Как минимум в его составе выделялись (1) городские буржуа, (2) ремес­ленники и рабочие, (3) крестьяне. Буржуазия объединяла су­дейских и финансовых чиновников младших рангов (без прав слу­жилого дворянства), лиц свободных профессий (врачей, литерато­ров), а также промышленников и финансистов. Ремесленник и объединяли как цеховых мастеров, так и чисто наемных рабо­чих (до 2 млн. чел.). Как и буржуа, они обретали сословный статус согласно эдикту еще 1287 г. по собственному желанию, заявив о на­личии дома стоимостью свыше 60 солидов. Крестьяне были по­давляющей массой населения Франции (свыше 20 млн. чел.). С 1779 г. личное крепостное право в их отношении было отменено, и повинности носили чисто имущественный характер (но разного про­исхождения). Как вилланы (самостоятельные землевладельцы), так и цензитарии (держатели наделов от феодалов) были обя­заны платить все прямые налоги (они составляли ко второй полови­не XVIII в. до 1/2 крестьянских доходов), так и поземельные рент­ные платежи. Имущественные права третьего сословия были прак­тически идентичны двум первым, и это сделало их к концу XVIII в. собственниками более 2/5 земель страны. Правовое поло­жение разночинцев было, однако, менее выгодным: к ним приме­нялись тяжелые и позорящие наказания, им запрещались некоторые общественные службы. Основной проблемой статуса сословия к XVIII в. было неравное налогообложение, особенно отягощение соб­ственности буржуазии.

Сословный строй был существом порядков «старого режима» во Франции и опорой политической системы абсолютизма. Вместе с тем столь четкое разделение общества на три сословия составляло историческую особенность общественного строя Франции начала Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: