Кризис монархии. Попытки реформ

К середине XVIII в. абсолютная монархия во Франции вступила в полосу кризиса. Кризис приобретал все более

существенный характер на фоне общих социальных противоречий, обусловленных сословным неравенством, сохранением феодальных пережитков в аграрном строе, реакционной политикой католической церкви при несомненном общественном возвышении роли «третьего сословия» в экономической и культурной жизни страны. Немало­важную роль в проявлении кризиса сыграли исторические несовер­шенства государственной администрации, грабительская финансовая политика, связанная с финансовыми авантюрами (вроде выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег в начале XVIII в.), неурегулированность судебной организации. Абсолютистское правитель­ство отчасти вынужденно встало на путь экономических и админи­стративных преобразований, которые, как предполагалось, должны модернизировать общий облик государства. С восшествием на пре­стол Людовика XVI (1774-1792) сложился последовательный рефор­мистский курс, главным образом связанный с политикой новых ми­нистров.

Первые реформы, в основном экономического характера, были проведены под руководством нового генерального контролера фи­нансов, видного финансиста, ученого-физиократа Тюрго в 1774-1779 гг. Была введена свобода торговли зерном, торго­вцы выведены из-под надзора специальной полиции, отменены ог­раничения на перевозку хлеба между провинциями (эдикт 13 сен­тября 1774 г.). В разрыв с традициями средневековой корпоративно­сти ремесла и промышленности была установлена свобода занятия промыслами, хотя цехи позднее были восстановлены. Отменена кре­стьянская дорожная повинность (натуральная барщина), для по­стройки дорог устанавливался новый всеобщий налог. Наконец, в 1779 г. было провозглашено освобождение крестьян от личной зави­симости: бесплатное — в королевском домене, под разными услови­ями — на сеньориальных землях. Однако Парижский парламент воспротивился зарегистрировать указ по причине нарушения сеньо­риальных прав, и крупная социальная проблема осталась в «подве­шенном» состоянии.

Административные реформы, проведенные новыми министра - Ж. Неккером и Калонном (Тюрго был смещен из-за оппози­ции двора и аристократии), — были направлены на реконструкцию в новом виде сословного самоуправления. В провинциях, округах и Щинах создавались выборные ассамблеи, хотя и под эгидой духовенства или дворян (эдикт 22 июня 1787 г.). Права ассамблей были весьма ограничены и в главном касались общесословного контроля над распределением тальи. Кроме того, сделаны были первые шаги в направлении децентрализации городского управления.

В судебно-правовой сфере реформы имели, напротив, преиму­щественно консервативный характер. Под руководством и по плану канцлера Мопу были реорганизованы парламенты (1770-1771), од­нако общественная оппозиция вынудила короля Людовика XVI вос­становить старую систему чиновной юстиции. В 1788 г. было наме­чено широкое преобразование низших судов с целью сделать их полноценными органами гражданской юстиции, но правительство отложило ее до предполагавшегося созыва национальной ассамблеи.

Широкий план финансовых реформ (1783-1786) министра Калонна предполагал смягчение налогового бремени, ликвидацию внутренних таможен. Однако собрание нотаблей (1787) отказалось одобрить преобразования даже перед лицом финансового кризиса.

Рядом правительственных указов (1782-1784) было смягчено правовое положение протестантов, сокращена значительная часть карательных налогов с евреев. В 1787 г. официально было признано существование во Франции «приверженцев так называемой рефор­мистской религии», и вследствие этого протестанты получили свобо­ду совести. Были проведены военные реформы, смягчившие рекрут­скую повинность и сократившие, с другой стороны, возможности для недворян выслужиться в старшие офицеры. В ходе реформы об­разовательных учреждений была создана серия новых высших учеб­ных заведений.

Правительственные реформы внешне имели некоторое сходство с общеевропейским преобразовательным движением «просвещенного абсолютизма» (см. § 65). Однако они носили двойственный и соци­ально неопределенный характер. Реформы не встречали последова­тельной поддержки со стороны монарха и, напротив, резкую оппо­зицию духовенства и знати, а также богатой буржуазии. В резуль­тате итоги преобразований были значительно более скромными, чем можно было ожидать, и не решили даже самых насущных проблем политического кризиса.

Ко времени правительственных реформ устремления француз­ского общества были направлены в другое русло. Это выражалось в новой политической идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: