Доктрина «общественного» государства

Распространение с началом XVIII в. во Франции, а затем и практически по всей Европе, идей Просвещения знаме­новалось переформированием господствующих представлений о го­сударстве, праве и политике. На смену абсолютистской теории неог­раниченного государственного суверенитета, согласно которой «нет власти выше государственной», идеологи Просвещения разными пу­тями сформулировали принципиально новую доктрину обще­ственного государства, государства ради общества.

Основополагающую роль сыграл трактат Ш. Л. Монтескье «О разуме законов» (1748). Политические и правовые учреждения, обосновывал Монтескье, подчинены естественным причинам, усло­виям жизни народов. Даже климат или географическое положение влияют на форму государства. Однако не всегда государственная ис­тория соблюдает изначальные предпосылки — нередко в истории наступало повреждение государственных основ, которое вело к завоеваниям, к гибели наций. Чтобы избежать паде­ния государственности, следует ее строить на единственно разумных основаниях. Первым из таких оснований считается представи­тельное народное правление в делах законодательства (не в управлении государством). Вторым — неизменное разде­ление властей. Причем в последнем случае Монтескье раз­вил прежнюю английскую доктрину Локка, обосновав необходи­мость независимости и строгого отделения друг от друга законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Политическим идеалом Монтескье и большинства просветителей становилась кон­ституционная, или ограниченная монархия (иногда ограниченная только «разумом» — и тогда появлялась конструкция «просвещен­ной монархии» Вольтера, иногда законом и народом). Власть не мо­жет быть абсолютной, ибо она не появилась произвольно, а сформи­рована общественным договором с народом.

Идея политико-государственного договора ста­ла краеугольным камнем для более радикального просветительского учения Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1763).

Выходя из свободного естественного состояния, люди создают свою ассоциацию для собственных общественных целей и заключа­ют «подлинный договор между народом и правителями». Такой политический шаг превратил некогда скопление людей в поли­тический организм, или республику. В ней все граждане участвуют в верховной власти и только они определяют ее форму. Верховные права народа — вечны и неизменны: «Нет и не может быть никако­го основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор». Суверенен толь­ко народ, и суверенитет его имеет всеобщий характер: он н е -делим, неотчуждаем. Народное государство имеет неогра­ниченную власть над своими сочленами, вплоть до распоряжения жизнью и смертью индивида. Суверену принадлежит исключитель­но законодательная власть, власть исполнительная же в государстве создается по усмотрению суверена и может быть всегда пересоздана заново. Главные цели общественных и государственных порядков — свобода и равенство. Этому и подчинены необходимые за­коны: «Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничто­жить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранить его».

Доктрина общественного государства становилась принципиально новой, отрицающей прежний — и политический, и социальный — порядок «старого режима». Она была революци­онной. Распространение такого взгляда в широкой культурной среде закономерно подводило оппозиционное монархии общество к идеям допустимости и полезности полного политического переуст­ройства общества и государства — Революции.

Сложившаяся во Франции XVII-XVIII вв. абсолютная монархия приняла здесь классический вид, характерный для уклада абсолю­тизма. Ее основами были жестко упорядоченный сословный строй и централизованное управление, даже без точной системы админист­ративных учреждений. Произвольные и деспотические формы, кото­рые принимал порой режим абсолютной власти, способствовал уско­ренному распаду политических связей между властью и новым об­ществом Нового времени. Это ускорило общий кризис государствен­ности «старого режима».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: