Конституция 1791 года

Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 г. [18] В ней был закреплен новый строй конституционной монархии.

Первый проект будущей конституции был представлен Учреди­тельному собранию в июле 1789 г. депутатом Мунье. При его раз­работке возник вопрос о первоопределении политического строя. Ранее аббат Сийес внес предложение отставить короля от власти, а затем снова его утвердить как бы от имени Собрания в качестве нового монарха. Развивая мысль о неизбежности согласования воли нации с существующей традицией, Мунье высказался за модерни­зацию монархии и о невозможности строить государство «на пус­том месте» (что выглядело как своеобразная отповедь идеалу Рус­со): «не забудем, что французы не новый народ, недавно вышед­ший из чащи лесов, чтобы основать сообщество». По разным при­чинам проект Мунье был отвергнут, и Собрание сформировало но­вую комиссию из 8 депутатов (Мунье, Сийес, Талейран, Ле Шапелье, Туре и др.). Постепенно по предложениям комиссии Собра­ние решало главные вопросы будущего конституционного устройст­ва: о принятии королевской санкции на законы, об однопалатной структуре национальной ассамблеи. После смены состава комиссии руководство работами перешло к Сийесу и Туре. В ходе нового этапа конституционных работ были разрешены вопросы об ответст­венности и назначении министров, об организации выборов (в де­кабре 1789 г. Собрание приняло новые законы об учреждении цен­зового избирательного мужского права). В 1790 г. одним из наибо­лее острых стал вопрос о гражданском статусе духовенства, и при­нятие законодательных решений по нему стимулировало начало возрастающей оппозиции короля к конституции. В условиях лево­радикальной политической волны конституционалисты в Собрании стимулировали принятие конституции, которая, по общей мысли, должна была «остановить революцию». 3-18 сентября 1791 г. кон­ституция была принята Собранием, утверждена королем и обнаро­дована.

Первый из семи разделов Конституции был своеобразной преам­булой) в которой воспроизводились и развивались основные положе­ния «Декларации прав человека и гражданина». Здесь заключались и новые положения о гражданских правах, которых не было в Декларации: гарантировалась свобода передвижения, свобода собраний и петиций государство брало на себя заботу о начальном бесплат­ном образовании всех. Более определенно провозглашалась свобода печати: с запретом предварительной цензуры. Принципиально важ­ными стали правоположения о новых отношениях государства и церкви: с одной стороны, прямо провозглашалась уже свобода от­правления культов, с другой — изъятие имущества у церкви и пра­ва граждан выбирать или назначать служителей культа (что прямо говорило о падении значения католической церкви).

Знаменательным было положение преамбулы о вышестоя­щем характере гражданских прав: «Законодатель­ная власть не может издавать законов, препятствующих осуществ­лению естественных и гражданских прав, обеспеченных конститу­цией, или нарушать эти права». В очередной раз, по-видимому, ока­зал влияние североамериканский опыт Билля о правах.

Организация государственной власти по Конституции основыва­лась на двух принципах: (1) национального суверени­тета, который провозглашался «единым, неделимым и неотчуж­даемым», непередаваемым никакому иному органу или лицу; (2) разделении властей, т. е. закреплении за отдельным, по-своему формируемым государственным институтом собственных полномочий.

Законодательная власть вверялась представительному однопа­латному Законодательному собранию. В его исключительные пол­номочия входили законодательная инициатива и утверждение зако­нов, установление налогов, государственного бюджета и контроль за ним, контроль за деятельностью должностных лиц государства, уп­равление национальными имуществами, а также ратификация внешнеполитических соглашений. Законодательный корпус провозг­лашался самостоятельным в определении времени, места, продолжительности и т. п. своей деятельности.

Законодательное собрание состояло из 745 депутатов. Их избира­ло население путем двухстепенных выборов (первичные собрания активных граждан — собрания выборщиков) на основе цензового избирательного права. Конституция закрепила установленные за­конами 3 ноября и 22 декабря 1789 г. ограничения в правах: изби­рать могли только мужчины-граждане, старше 25 лет, прожившие в местности более года, уплачивающие налог в размере не менее трехдневной платы рабочего и не состоящие в услужении. Соответ­ственно идеалам свободы и собственности, избирательное право за­креплялось за имущим населением. Однако степень де­мократизма этого права была высокой: право участвовать в первич­ной организации законодательной власти получили в то время 4,3 млн. чел. (из 26 млн. населения страны), что для своей эпохи было значительным прогрессом.

Высшая исполнительная власть вручалась королю. Власть коро­ля определялась как неделимая и наследственная, но вместе с тем как подзаконная. При вступлении на престол монарх обязан был принести присягу на верность нации и закону; пренебрежение интересами нации, вооруженное выступление против народа считались в Конституции равными отречению от престола.

Исполнительная власть, передававшаяся королю, была условной, поскольку он лишен был права издавать какие-либо правовые акты (кроме распоряжений об исполнении законов), и все должностные лица подлежали ответственности перед Собранием. Король был в большей степени главой государства, ему принадлежало главное командование армией и флотом, он вел дипломатические сношения. Единственным значимым его полномочием было право отлагательного вето на принятые Собранием законы. Ко­ролевское вето могло значительно затруднить прохождение зако­на — максимум на 6 лет. Однако оно не действовало в случае нало­говых законов, которые не представлялись на утверждение монарху.

Положение правительства осталось в Конституции не прояснен­ным. Должностные лица считались «агентами народа», избранными на срок и подлежащими ответственности, в том числе уголовной, перед законодателями.

В сфере юстиции Конституция определила независимость судеб­ной власти, а в качестве главного ее организационного принципа — выборность судей народом. Специально отмечалось, что суд не мо­жет вмешиваться во власть законодательную, т.е. никаких конституционно-контролирующих полномочий за юстицией не предпола­галось.

Предполагая единственно возможное воплощение политического разума, творцы конституции стремились сделать ее неподвиж­ной. Порядок изменения конституции был очень сложным, пре­дусматривал согласие нескольких последовательных ассамблей и мог опираться только на особую учредительную власть народа, отличающуюся от обычной законодательной.

Несмотря на провозглашенное в ней разделение властей, Кон­ституция 1791 г. очевидно выразила стремление закрепить за народ­ным представительством политическое верховенство. В этом, в том числе, содержалась одна из важных предпосылок скорого поли­тического кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: