Предпосылки преобразований

Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата

Эпоха постепенного государственно-политического и военного упадка Османского государства, обозначившаяся с XVIII в. (см. § 45), завершилась к концу XVIII — началу XIX в. всесторонним государственным и политическим кризисом империи. Основными проявлениями кризиса стали фактическая неспособность государства противостоять внешнеполитическому и военному давле­нию европейских держав и России, территориальный распад импе­рии, внутренняя военная и административная дезорганизация.

Владения Османского государства к началу XIX в. неуклонно со­кращались. Значительные утраты на Балканах, в Трансильвании и на Кавказе были следствием русско-турецких войн второй половины XVIII в. В итоге франко-турецкой войны конца XVIII в. фактически отделился Египет под властью вполне самостоятельной династии па­шей (хедивов) Мухаммеда Али (1805 г.), только номинально при­знававшая единство империи[27]. Политически обособились берберские княжества Аравии. Самыми чувствительными потерями империи было провозглашение независимости Греции в ходе революционно-освободительной войны, поддержанной крупнейшими европейскими державами (1829 г.), признание автономии Сербии (1830 г.), а так­же установление Францией протектората над Алжиром (1829 г.) — одной из богатейших частей османских владений.

На протяжении второй половины XVIII — первой половины XIX в. Османская империя почти постоянно вела войны со средиземно­морскими государствами, Австрией, Россией, Ираном, позднее с Египтом, которые неизменно оканчивались поражениями. Турецкая армия оказалась небоеспособной в условиях применения новой во­енной техники. Старая военно-ленная система не позволяла сфор­мировать достаточно многочисленную и по-новому организованную армию. Значительным препятствием к военному усилению стала ад­министративная децентрализация, опиравшаяся на клановые и полуфеодальные привилегии местных правителей, по-особому вли­явших на политику центрального правительства.

Еще одним фактором политической и, шире, социально-правовой модернизации Османского государства стало возраставшее давление европейских государств в интересах морской торговли, продвижения европейской коммерции далее на Восток, в перспективе — полу­колониального подчинения империи. Модернизация наталкивалась в Османском государстве на резкое правовое неравенство мусульман и иноверческого населения (причем последнее в первой половине XIX в. стало составлять наиболее активную часть общества). Урегу­лирование отношений с Западом, в том числе в целях использова­ния военного и технического опыта, стало для империи невозмож­ным без государственной секуляризации, предполагавшей переос­мысление отношений государственной политики и мусульманских догматов.

Первой попыткой реорганизации государственной системы стали реформы Селима III (1789-1807 гг.). Важнейшей было переустрой­ство армии на началах нового порядка (низам-ы джедид). Создавалось, новое постоянное войско с унифицированным вооруже­нием на основе рекрутских наборов и государственным обеспечени­ем; для этих целей создавалась особая казначейская касса. Переме­ны коснулись и военно-ленной системы: по новому, закону (1792 г.) можно было отказываться от тимаров и, соответственно, от военной службы. Было усилено централизованное подчинение новых прави­телей провинций — вали — только султану, введен определен­ный срок их деятельности на местах.

После свержения Селима III в результате восстания, неудачной новой русско-турецкой войны и временной уступки консервативным кругам преобразования были продолжены. Главным шагом по пути военного и административного обновления стала ликвидация корпу­са янычар (1826 г.), а вслед за разгромом последовавшего восстания гвардейцев, мусульманских фанатиков и столичных низов, роспуск мусульманского ордена дервишей-бекташи. Эти мероприятия были поддержаны шейх-уль-исламом, что дало власти мощное идеологи­ческое обоснование проводимых преобразований. По принципам низам-ы джедида была вновь создана постоянная армия (в составе 8 полков) со сроком службы в 12 лет, ленное ополчение преобразова­но в территориальную милицию (1834 г.). Началось регулярное во­енное обучение. Частичная модернизация армии позволила в итоге провести ликвидацию военно-ленной системы (1831-1839 гг.): зем­ли были переданы в распоряжение государства, бывшие ленники пе­реведены на выплаты из бюджета, на пенсии. В ходе администра­тивных преобразований (1834 г.) местное управление было унифи­цировано и сделано более дробным; новые паши (возглавлявшие пашалыки) располагали теперь только гражданской властью. В конце 1830-х гг. по европейскому образцу было преобразовано цент­ральное правительство: великий визирь стал премьер-министром, появились несколько правительственных советов, система мини­стерств.

Эти преобразования стали непосредственной предпосылкой ши­роких реформ, проведенных в течение нескольких десятилетий (1840-1870-е гг.) на основе новой политической и правовой про­граммы. Период обновления получил название танзимат («рефор­мы», «преобразование»). Реформы проходили трудно, вызывали мощное сопротивление консервативных религиозных кругов, орто­доксов султанского двора. Поэтому исторически обозначились два этапа преобразований: 1) 1839-1850 гг., 2) 1856-1870 гг. Единство двум этапам придавало общее направление административной и правовой модернизации, придавшей Османскому государству новый политический облик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: