Судебно-правовые реформы

Военные реформы

Намеченные в 1830-е гг. военные преобразования (нацеленные главным об­разом на создание значительной по размерам регулярной армии и обученного резерва, как это вызывалось потребностями общемиро­вого уровня военной организации и военного дела) долгое время на­талкивались на нехватку офицерских кадров и несовершенство мо­билизационной системы. Последнюю невозможно было модернизи­ровать без реформ местного управления и без реорганизации нало­говой системы.

Первые преобразования в новом духе (следуя Гюльханейскому хатт-и-шерифу 1839 г.) были проведены в 1843 г. Отменялась по­жизненная служба рекрутов. Срок действительной службы устанав­ливался в 5 лет. После отбытия действительной службы рекруты от­правлялись в свои районы, где, оставаясь еще 7 лет в резерве, про­ходили ежегодное военное обучение — переподготовку по типу ми­лиционной службы. Кроме основной армии (примерно в 280 тыс. чел., включая резерв), к середине XIX в. Османская империя распо­лагала почти таким же количеством иррегулярных и вспомогатель­ных войск, набиравшихся по жребию из населения нетурецких про­винций. Служить в основной армии немусульманскому населению не разрешалось. Впрочем, в большинстве христианские подданные предпочитали откупаться от всех видов повинности, внося особый налог-выкуп, введенный в 1855 г. вместо древнего хараджа.

После уроков Крымской войны правительство распространило военную обязанность и на немусульманское население, с тем чтобы сделать имперскую армию более многочисленной. Общему увеличе­нию численности армии способствовали и новые принципы прохож­дения службы.

По новому закону (1869 г.), она стала более длительной и иначе организованной. Общий срок службы устанавливался в 20 лет, в том числе 4-5 лет (для разных видов войск) — в регулярной армии, 2 года — в особом активном запасе и по 6-8 лет в разных видах ре­зерва и милиционной охраны. Реформа позволила довести числен­ность армии до 700 тыс. чел. Помимо сухопутной армии, реоргани­зован был и военный флот, также основанный на регулярной служ­бе. К концу XIX в. турецкий флот по своей боевой силе занимал третье место среди европейских государств.


Основным направлением модернизации юстиции и права в период танзимата стало постепенное вытеснение шариатских судов и права из сферы юстиции. Организация новых светских судебных учреждений была взаимосвязана с обновлением и кодификацией права на новых принципах, провозглашенных основополагающими для политики танзимата актами. Восстановление новой юстиции было тем более легким, что фактически она создавалась путем наделения судебными правами разного рода административных инстанций, что было традиционно для исторического собственного османского судоустройства.

С изданием Уголовного кодекса 1840 г. в столице, а затем в не­которых провинциях были сформированы особые уголовные суды под председательством вали; членами их назначались представители провинциальных собраний. Новые суды главным образом должны были разбирать дела иностранных поданных, дела смешанной юрис­дикции, дела немусульман, и поэтому право шариата здесь не при­менялось. Для решения торговых и финансовых споров с участием иностранцев стали создаваться смешанные коммерческие суды (1840-1847 гг.). Вначале они действовали при министерстве торго­вли, затем — при местных властях. В их составе было по 7-10 вы­борных от иностранных купеческих общин и столько же от турок. Иностранцы и немусульмане в этих судах оказались в значительно более благоприятном положении. Практика смешанных судов была распространена (в 1847-1854 гг.) и на уголовное судопроизводство. Единственным контролером новой юстиции стала исключительно светская власть.

В 1865 г. на всех уровнях местных округов были учреждены осо­бые гражданские и уголовные суды, в которых предписывалось на равных основаниях разбирать дела и мусульман и немусульман (в нахийэ — мировой суд, в вилайете — гражданская и уголовная кас­сационные палаты). Согласно специальному указу 1875 г., помимо профессиональных судей в состав судов всех уровней включались «выборные» от мусульман и немусульман (фактически назначавши­еся из местных активистов). За шариатскими судами сохранялось только право на разбор бракоразводных и наследственных дел.

В связи с реорганизацией Высшего совета юридических установ­лений в Государственный совет создан (1868 г.) Верховный суд, воспринявший судебные права первого. Он стал высшей судебной инстанцией для всех безусловно судов империи, позднее разделив­шись на 2 специализированных — Кассационный и Апелляцион­ный — суда. В этих реорганизациях в значительной мере сказался французский 'опыт.

Модернизация права в наибольшей степени коснулась уголовных законов. Одним из первых был составлен новый для империи Уго­ловный кодекс 1840 г. Впервые в нем декларировалось равенство всех перед законом, гарантировалось правильное судебное разбира­тельство, вводились жесткие запреты на произвольные расправы со стороны должностных лиц. Все тяжкие уголовные процессы (где могла быть назначена смертная казнь) должны были идти под осо­бым контролем общинных властей или шейх-уль-ислама. Довольно скоро кодекс был дополнен и переработан. Новое Уголовное уложе­ние 1858 г. значительно более последовательно воплотило правовые принципы танзимата. Значительное влияние на общие принципы уложения, на систематизацию преступлений оказал французский Уголовный кодекс 1810 г. В Уложении были твердо проведены нача­ла законности и формального гражданского равенства. Неизмеримо большими гарантиями были обставлены частные имущественные права. Классификация преступлений и система наказаний строились по французскому образцу: 1) преступления карались тяжки­ми наказаниями — смертной казнью, каторгой, заключением в кре­пость, ссылкой, лишением прав, 2) проступки — арестом (до нескольких месяцев), штрафами, должностными наказаниями; 3) полицейские нарушения — арестом от 1 до 7 дней, не­большими штрафами. Вместе с тем в ряде случаев сохранились на­казания традиционного права: выплата родственникам за убийство, право на месть. В случае тяжких преступлений к обвиненным также применялись позорящие наказания (выставление у столба). По отдельным преступлениям допускалось и применение болезненных те­лесных наказаний (битье палками). Значительное число правоположений УК было направлено на пресечение взяточничества (соответ­ственно провозглашенным целям политики танзимата). Причем в отличие от традиционного права (где каралось только получение взятки) в новом уложении наказание равно касалось и взяткодате­лей, и посредников.

Значительные новшества, связанные с проводившейся прави­тельством земельной реформой, были закреплены в Земельном ко­дексе 1858 г. (едва ли не первом памятнике такого рода в то время вообще). Реформа проводилась с 1845 г. и в главном была связана, во-первых, с созданием единого государственного фонда земель и ликвидацией разного рода ленных прав, во-вторых — с установле­нием полноценного права частной собственности за светскими вла­дельцами.

Согласно Земельному кодексу, земли разделялись на 5 категорий: частная собственность (мюльк), государственная собственность на хозяйственно используемые земли (мирийе), собственность духов­ных объединений (вакуфы), земли общего пользования и земли за­брошенные. Номинально собственником двух последних считалось государство, но владение ими было обставлено разными ограничени­ями. Основная часть вакфов не подлежала светским законам и регу­лировалась шариатом. Права индивидуального владения государст­венными землями были регламентированы: без разрешения чиновни­ков земельных ведомств нельзя было ее застраивать, засаживать де­ревьями, виноградниками и т. п. Частные земли (мюльк) могли сво­бодно продаваться, дариться; запрещалась продажа земель за долги. Еще законами 1847 г. было значительно расширено право наследования мюльков: теперь и женщинам были предоставлены равные с мужчинами наследственные права; а по характеру распоряжения мюльки были практически приравнены к движимому имуществу.

На втором этапе реформ танзимата была сделана попытка со­здать и новое гражданское уложение. Однако систематизировано было только обязательственное право, свод которого был обнародо­ван в 1869-1876 гг. под наименованием Гражданского кодекса. В кодексе (в 16 кн.) было кодифицировано в основном традиционное мусульманское право в отношении сделок. Многие институты, при­сущие новым финансовым и торговым отношениям, в ГК развития не получили. Поэтому несравненно большее значение, в том числе в правоотношениях с участием иностранцев, имел Коммерческий ко­декс 1848 г., построенный по французскому образцу 1807 г.

Несмотря на ограниченные во многих отношениях результаты, кодификация турецкого права в эпоху танзимата имела большое значение именно для общей государственной модернизации: она закрепляла секуляризацию юстиции, практически вытесняла религиозное право (возобладавшее было в Османской им­перии в XVII-XVIII вв.) из многих сфер регулирования правовых отношений. Только брачно-семейное право и наследственное по-прежнему оставались вполне под влиянием шариата (до отмены шариатских законов в 1920 г.).

Реформы танзимата в значительной степени имели те же истори­ческие источники и политический смысл, что и преобразования «просвещенного абсолютизма» в Европе. Однако то, что они при­шлись на период безусловного возобладания стремлений конститу­ционализма, предопределило политическую эволюцию реформ в на­правлении конституционной монархии. Важную роль здесь сыграло и политическое давление европейских государств, особенно в усло­виях очередного балканского кризиса и последовавшей затем войны империи с Россией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: