double arrow

Административные преобразования

Реформы эпохи танзимата не коснулись системы политической власти: султан по-прежнему сохранял за собой номинально всю полноту государственной власти. Секуляризация государственной организации, администрации, культуры даже уси­лии ее. Значение и влияние шейх-уль-исламов в XIX в. сократи­лись, за ними остались только собственно духовное управление и духовно-культурные дела.

Центральная администрация была перестроена по общеевропей­скому образцу. С 1839 г. великого визиря (садразама) стали именовать премьер-министром, хотя позднее прежний титул неод­нократно возвращался. Подчиненные ему высшие должностные ли­ца стали составлять Совет министров. Совет министров постепенно воспринял функции и аппарат терявшего с XVIII в. свой организа­ционно-политический статус Дивана. С организацией правиль­ных ведомств-министерств к Совету министров (меджлису) реально перешли полномочия высшего правительственного органа. Традиционно в его состав входили, помимо глав министерств, вы­сшие военачальники, руководители особых дворцовых служб, шейх-уль-ислам. В силу традиции меджлис не имел самостоятельной ис­полнительной власти, и его решения подлежали одобрению султана. Назначались члены меджлиса также указами монарха по представ­лению великого визиря.

Министерства были учреждены в разное время, следуя назрев­шим потребностям управления той или другой отраслью. Первыми появились министерства внутренних дел (как бывшее ведомство ве­ликого визиря) и министерство иностранных дел (1836-1837 гг.). В связи с началом военных реформ обособились военное министерство и ведомство военно-морских дел. При этом верховное командование армией и флотом осталось за великим визирем, а реальные полномо­чия ведомств свелись к организации войсковых частей, их вооруже­нию и содержанию. К концу танзимата насчитывалось уже свыше де­сятка новых министерств: финансов, торговли и земледелия, поли­ции, юстиции, просвещения, общественных работ, церковных имуществ-вакуфов и др. В системе центральных ведомств несомненно было влияние французского административного опыта начала XIX в. Однако внутренняя организация министерств, их взаимоотношения с высшим правительством — Портой остались традиционными.

Наиболее существенным новым элементом организации высшей правительственной власти было образование целого ряда правитель­ственных советов — как общеимперского, так и специального зна­чения. Одним из наиболее значимых и самым первым стал Высший совет юридических установлений (1838 г., реорганизован в 1840 г.). В него входили 10 высших сановников во главе с председа­телем. В задачу совета входило главным образом предварительное обсуждение законопроектов и султанских указов. Это был чисто гражданский и светский орган, поэтому влияния на военные дела он не имел. Согласно Уставу о совете 1840 г. обсужденные и одобрен­ные советом проекты должны были почти автоматически получать одобрение султана, и после его указа и, при необходимости, фетвы шейх-уль-ислама становились законами. При реорганизации в 1840 г. на совет была также возложена обязанность высшего суда по госу­дарственным и крупным должностным преступлениям. Министры обязаны были отвечать на запросы членов совета.

На Высший совет танзимата {1853 г.) была специально возло­жена задача обсуждать и разрабатывать методы государственного преобразования — как путем разработки проектов, так и конкрет­ных мероприятий исполнительной власти, включая подбор кадров. Он также полномочен был судить министров за злоупотребления должностью. До известной степени функции и полномочия Высшего совета танзимата переплетались с правами Совета юридических ус­тановлений (в такой двойственности отразилась и борьба придвор­ных группировок). Поэтому в 1861 г. функции Совета юридических установлений были уточнены, и за ним главным образом остались законопроектные вопросы.

Военным законодательством и разработкой военной политики за­нимался Высший военный совет (1836 г.). Первоначально учреж­денный лишь как совещательный орган при главнокомандующем — сераскире, позднее совет стал самостоятельным ведомством. Состоял он из 15 военных сановников, а также духовного и гражданского чи­новников. Одной из важных его специальных задач было перенима­ние в османской армии европейских военных установлений, военно­го и технического опыта. С реорганизацией в 1863 г. на совет были возложены контролирующие обязанности в отношении военных кад­ров и финансов.

Кроме Высшего военного, было еще несколько специализирован­ных советов практически при каждом министерстве: Совет артилле­рийского интендантства, Совет народного просвещения, Совет пуб­личных работ и др. Все они до известной степени были органами правительственного надзора за обычными ведомствами. В некоторые из них входили и представители европейских стран с совещательны­ми голосами, для того чтобы активнее перенимался иностранный опыт. Неоднократно создавались и особые советы при великом визи­ре для контроля за высшей правительственной деятельностью, но они были недолговечны.

Самым важным из административных советов стал Государст­венный совет (1868 г.). В него был преобразован Высший совет юри­дических установлений. При открытии султан даже декларировал связь нового учреждения с принципом «разделения властей» (прав­да, не ясно, какой властью наделялся совет). Состав и функции его были определены особыми уставами. Самым существенным в орга­низационном принципе было участие представителей как мусуль­манских, так и немусульманских общин империи (в соотношении 28:13). Президиум совета назначался султаном. В составе совета было создано 5 исполнительных отделов, руководивших соответствующи­ми ведомствами (правда, без особого успеха). На совет были возло­жены также законопроектные, судебные и даже консультативные функции. В целом это была еще одна организационная структура, подотчетная премьер-министру. Но благодаря представителям об­щин, она как бы выражала и мнения о правительственной политике элиты местной администрации.

Местное управление также было реорганизовано и унифициро­вано. Устанавливалось дробное и единое административно-террито­риальное деление: вилайет — санджак — каза — нахийэ. Каждая из единиц возглавлялась чиновником с чисто гражданской вла­стью — без финансовых и военных полномочий (наподобие фран­цузских префектов). Низшие сельские администраторы избирались населением, но вместе с тем подчинялись начальнику (мудиру) на­хийэ. Основной единицей местного управления стали вилайеты (1864-1871 гг.). Возглавлял его вали, назначаемый султаном. Вали был главой всех административных учреждений, управлял полицией, приводил в действие судебные решения (но не имел соб­ственной судебной власти). В вилайетской управе были отделы, представлявшие практически все центральные ведомства, даже ино­странный. Сходную организацию имели и управы нижестоящих ад­министративных округов.

На всех уровнях управления создавались органы представительст­ва местного населения — советы (меджлисы). Главной их зада­чей было привлечь к обсуждению дел управления немусульманское население (и тем выполнить требования европейских держав по Па рижскому трактату 1856 г.). В вилайетах создавалось по два меджли­са: один — общедепартаментский, второй — как бы муниципалитет вилайетского города. Правами представительства в советах обладали только собственники, причем с большим числом других цензов. Мед­жлисы разных типов обладали совещательными правами, а так* контролировали дела благоустройства на местном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: