Развитие центральной администрации

Рост государственного значения исполнительной, президентской власти нашел свое отражение в небывалом и от­части неожиданном для США (с их распределением полномочий в рамках федерации) разрастании центральной администрации. В систему правительственной администрации (всех звеньев) к концу XX в. было включено до 3 млн. служащих, в том числе свыше 200 тыс. принадлежало к т.н. «сменяемым» по партийной принадлежно­сти в результате новых выборов президента. Центральная админист­рация подразделилась на две самостоятельные части: собственно государственную администрацию (министерства и ве­домства) и президентскую администрацию; появле­ние и разрастание последней составило важную особенность эволю­ции правительственного аппарата США во второй половине XX в.

Усложнение системы учреждений государственной администра­ции началось до Первой мировой войны. В связи с повышением зна­чимости социальных проблем появилось Министерство торговли (1913) и Министерство труда (1913). Большое число новых агентств и управлений возникло в 1930-1940-е гг. в соответствии с новой правовой и административной политикой «нового курса» (см. § 77). Дальнейшее усложнение системы центральных департаментов, со­ставлявших аппарат по конституции условно существующего ка­бинета, пришлось на вторую половину XX в. Возрастание регу­лирующей роли государства в социальных вопросах и в особо значи­мых отраслях экономики вызвали организацию министерств здравоохранения (1953). жилищного строительства (1965), транспорта, энергетики, образования (1966-1979 гг.). Одним из наиболее круп­ных стало Министерство по делам ветеранов (1989). Всего к концу XX в. в составе администрации было 13 министерств-департаментов, около 40 других агентств и регулирующих ведомств, многие из вторых обладали принудительными полномочиями и даже квазисудебными правами.

Руководители и высшие должностные лица департаментов-мини­стерств, независимых агентств, управлений назначаются президен­том с согласия Сената. Так же совместно определяются полномочия и направления деятельности этих учреждений — т. е. это в главном государственная администрация. Помимо этого, на протяже­нии XX в., особенно с 1930-х гг., сложилась разветвленная система чисто президентской администрации. Рост и усложнение этой части государственного аппарата США наиболее прямо отразили повыше­ние веса президентской власти.

Наиболее важным институтом президентской администрации стало Исполнительное управление президента (1939). Будучи про­должением аппарата Белого дома, ИУП постепенно вобрало в себя другие, ранее возникшие ведомства, подчиненные лично президен­ту: Совет национальной обороны (1916), Бюджетное бюро (1921) и др. Если в 1945 г. ИУП включало в себя 4 учреждения, то в 1970-е гг. — уже 16 основных и более трех десятков вспомогатель­ных и специальных служб. Наиболее важными составными частями ИУП (кроме аппарата Белого дома) стали Административно-бюд­жетное управление, Экономический совет (1946), Центральное разведывательное управление (1947), Совет экономических кон­сультантов, Национальное управление по аэронавтики и космиче­ским исследованиям, Управление по развитию политики (1977) и др. Принципиальным институтом президентской администрации показал себя Совет национальной безопасности (1947), созданный на основе специального закона. В его задачи вошла выработка ре­комендаций по внешней и оборонной политике, координационная деятельность разведывательных служб, исследование экономиче­ской ситуации в мире. Совет сформировал собственную систему полувоенных управлений и отделов по разным отраслям и направ­лениям; руководство его работой было возложено формально на президента, фактически — на специального помощника президента по национальной безопасности, фигура которого к концу XX в. стала в ранг высших государственных деятелей.

Укрепление централизованного руководства правоохранительны­ми органами и юстицией привело к созданию Федерального бюро расследований (1908, реорганизовано в 1935 г.) Это учреждение, подчиненное Министерству юстиции, со временем превратилось в мощный рычаг президентской власти — одновременно с админист­ративными и правоохранительными задачами. В период руководства Д. Э. Гувера (1924-1972) ФБР поставило под контроль организован­ную преступность в США, оппозиционную конституционному строю политическую деятельность, хотя нередко становилось орудием внеправовых репрессий и политической реакции.

Резкое расширение административного аппарата предопределило рост административного нормотворчества, издание огромного числа внутриведомственных актов, которыми регулировались самые разные стороны жизни граждан и деятельности учреждений наряду с закона­ми. Административное право стало к середине XX в. в США одной из важнейших областей правовой системы. Чтобы сдержать ведомствен­ный сепаратизм и возможные покушения на гражданские права, вся административная деятельность была отрегулирована общими зако­нами, среди которых важнейшее место занял Закон об адми­нистративной процедуре (1946). Кроме него, значитель­ная часть штатов обзавелась своими аналогичными законами. По за­кону, административным учреждением признавался «любой орган правительства СШ независимо от того, находится ли он в подчинении другого» (исключались суды, Конгресс, военные органы, страховые учреждения). Любые нормы, предписанные учреждениями, граждане могли обжаловать в административном суде (если они касались граж­данина непосредственно, затрагивая именно его интересы). Все федеральные учреждения обязывались опубликовывать свою струк­туру, списки должностных лиц, даже формы разного рода справок и требуемых от граждан отчетов. Любое учреждение могло ссылаться только на законным порядком опубликованные свои инструкции или приказы, без этого они не могли иметь принудительной силы для граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: