Политические партии

Сложившаяся во второй половине XIX в. двухпартийная система закре­пилась в XX в. как главенствующий принцип поли­тической жизни США. На федеральном уровне деятельность всех органов государственной власти — в политическом смысле — определяется исключительно соотношением сил Республиканской и Де­мократической партий. Что, конечно, не исключает участия в поли­тической борьбе и в составе государственных структур независимых кандидатов или представителей каких-либо «третьих сил».

На протяжении XX в. подавляющее большинство американских избирателей поддерживали эти две крупнейшие партии. Исключи­тельно кандидаты Республиканской или Демократической партий были президентами США, тем самым контролировали правительст­венную систему; основная часть депутатов Конгресса и местных властей также неизменно принадлежала к этим партиям. Такое по­стоянство обеспечивалось в главном идейно-политической близо­стью партий, а также их безусловной приверженностью к государст­венному и правовому развитию строго в рамках американской кон­ституции. В общественном мнении Республиканская и Демократи­ческая партии рассматривались как «близнецы». Некоторые разли­чия в общем ориентире государственной и правовой политики, кото­рые присуще программным установкам партий, закрепились в 1920-1930-ее гг. в связи с новыми для США экономическими и социаль­ными проблемами и в дальнейшем остались неизменными. Респуб­ликанская партия сделала своим знаменем лозунг реформ во имя укрепления частной свободы и экономического индивидуализма («Если бы федеральное правительство исчезло, то простые люди длительное время не заметил бы решительно никаких изменений в повседневных делах»). Демократическая партия, особенно после длительного периода правления ее виднейшего за XX в. представи­теля — Ф. Д. Рузвельта (1933-1945), в большей степени стала сто­ронницей государственного регулирования экономики и социальной жизни. Значительные расхождения между партиями выявились в 1980-1990-е гг. по вопросам социальной политики, налогообложения богатых и помощи бедным.

Время от времени на арену политической борьбы выходили дру­гие партии, иногда отвоевывавшие у основных до 20% голосов изби­рателей. (Хотя в целом Новейшее время характеризуется постоян­ным снижением числа участвующих в выборах — абсентеиз­мом: в последних на XX в. выборах президента 1996 г. приняло участие немногим более 10% имеющих право голоса.) Эти партии были либо (1) идеологическими, подчинявшими свою деятельность идее полного переустройства общества, в основном на базе устаре­лого марксизма, либо (2) партиями одной проблемы (например, Женская партия борьбы за права в 1913-1920 гг. или Прогибиционистская, ратующая за запрет продажи спиртного), либо (3) мест­ными партиями, либо (4) отколовшимися от основных. Среди по­следних наиболее заметными были Прогрессивная партия (1912), объединившая часть левых республиканцев вокруг бывшего прези­дента Т. Рузвельта; Прогрессивная партия Р. Лафоллета (1922-выступавшая против засилья монополий; Американская независимая партия (1968), возродившая было идеалы демократов-южан прошлых времен вокруг фигуры кандидата в президенты Д. Уоллеса. Существует и большое число мелких партий, действую­щих в отдельных штатах. На президентских выборах конца XX в. значимым стало влияние и независимых кандидатов.

Общефедеральными также считаются несколько партий маркси­стского направления: Социалистическая (1901), Социалистическая рабочая (с 1938), Коммунистическая (1920). Эти партии ни на од­них выборах не набирали и 1 % голосов, ни один кандидат компар­тии никогда не был избран в конгресс, хотя выдвижения в президен­ты имели место. В обстановке нарастания антикоммунистической идейной борьбы в США после Второй мировой войны деятельность компартии подверглась правовым ограничениям. (Закона о деятель­ности партий в США нет, и рамки таковой определяются только принципами свободы слова и объединений, установленными Консти­туцией). Согласно Закону Смита (1940), в общем направ­ленном на борьбу с фашистской пропагандой, объявлялась преступ­ной любая деятельность по «проповедованию необходимости, жела­тельности или уместности свержения... правительства США» и об­щественные объединения в этих целях. Характер действий компар­тий в то время вполне позволял квалифицировать их в рамках этого закона. По Закону о внутренней безопасности (1950) коммунистическая деятельность и даже пропаганда были по­ставлены под контроль правительственного комитета, который был вправе ограничивать их, особенно въезд для иностранцев, «пропа­гандирующих... доктрины мирового коммунизма и любой другой формы тоталитаризма». Законом Хэмфри-Батлера (1954) на компартию был практически наложен запрет, с лишением ее права участия в выборах. Неконституционные ограничения были отменены в 1960-е гг. Верховным судом. Однако этими законами де­ятельность компартии была поставлена в строго конституционные рамки, что резко снизило ее политический вес.

Американские партии представляют преимущественно пред­выборные объединения, деятельность которых оживляется в связи с выборами. Они в наибольшей степени оправдывают опреде­ление современных западных партий, данное видным французским политологом М. Дюверже: «Партия не есть сообщество, а собрание сообществ, союз малых групп, разбросанных по всей стране». В предвыборных целях и Республиканская, и Демократическая пар­тия сформировали почти однотипную систему деятельности. Пер­вичную ячейку составляет комитет избирательного участка, возглавляемый капитаном; их столько, сколько выборных участков (130 тыс.). Участки объединяются комите­том графства или комитетом квартала (если в горо­де), которые возглавляет председатель. Основным связующим зве­ном действий партий считается центральный комитет штата (в составе 72-300 выборных делегатов) с также выборным председателем. Главный организм — национальный пар­тийный комитет, избираемый от штатов, иных территорий (обязательно по двое: мужчина и женщина) на 4 года. Общенацио­нальный конвент партии выдвигает кандидата в президенты. Причем в последние десятилетия XX в. (с 1972 г.) стало правилом, чтобы кандидат был реально выбран на т. н. первичных вы­борах по штатам. Кандидат в президенты подбирает себе канди­дата в вице-президенты (которого конвент утверждает) и назна­чает председателя национального комитета, который тем самым становится руководителем его предвыборного штаба. Деятельность партийных структур сводится к агитации населения (вплоть до практического обхода домов) и сбору средств на кампанию. Партии располагают постоянными бюро (во главе с председателями), а так­же комитетами при Палате представителей и при Сенате, которые помогают «своим» конгрессменам добиваться переизбрания в своих штатах.

Финансовая деятельность партий в течение XX в. была поставле­на под жесткий контроль, что, конечно, не могло вполне исключить злоупотреблений и политических скандалов с этим связанных. В 1907 г. было запрещено трестам вносить деньги в партийные фонды. В 1971 г. закон ограничил размеры взносов от одного лица на кам­панию (суммами в 1 тыс. и 5 тыс долл. наличными — не более 100 долл.). Детальному регулированию финансирования партий по вре­мя выборов (а тем самым и будущей администрации, конгрессме­нов) посвящен особый Закон 1974 г.

Активными и непосредственными участниками поли­тической жизни США на протяжении XX в. стали коммерческие и торговые, общественные и ветеранские организации: Американская Торговая палата, Национальная ассоциация промышленников, Аме­риканский легион (союз ветеранов войны), Генеральная федерация женских клубов. Деятельность разного рода общественных организа­ций по влиянию на работу законодательных органов узаконена через институты легального лоббизма («проталкивания»). Долгое вре­мя (на основании закона 1877 г.) давление на законодателей счита­лось преступным. В 1946 г. был принят Закон о федераль­ной регистрации групп давления. Согласно нему лоббизм признавался легальным и допустимым, если группа представляла ин­формацию в правительственные органы о своем составе, направлен­ности интересов, заработке и тем самым как бы проходила регистра­цию. К 1972 г. при Конгрессе было зарегистрировано до 5 тыс. лобби­стов, представлявших 1,5 — 2 тыс. групп давления, в т. ч. обществен­ные организации. Явление лоббизма в официально-признанном виде составило едва ли не самую своеобразную черту политической систе­мы США. С одной стороны, это легализовало финансовое давление на законодателей со стороны просто корыстно заинтересованных в прохождении тех или других законопроектов, с другой — лоббизм стал несомненно радикальной и действенной формой общественного контроля за деятельностью государственных институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: