Эволюция конституционного права

На протяжении всего XX в. деятельность всех государственных институтов определялась Конституцией 1787 г.

Обновление Конституции было незначительным и в большинстве случаев определилось случайными обстоятельствами.

Такая стабильность конституционного права была предопределе­на, во-первых, юридическими качествами самой Конституции 1787 г. (в которой не было места разного рода политическим декла­рациям), во-вторых, сложившимся в стране политическим подхо­дом, согласно которому возникающие правовые проблемы вполне возможно разрешить в рамках действующего основного закона или, в крайнем случае, наряду с ним. «Наша конституция, — от­мечал президент Ф. Рузвельт, — настолько проста и практична, что можно каждый раз приспосабливать ее к чрезвычайным нуждам по­средством изменений акцентов и методов применения без утраты существенной формы... Вот почему наша конституционная система показала себя наиболее устойчивым политическим механизмом, ко­торый когда-нибудь был создан в современном мире...»

Для конституционного строя США XX в. безусловным правилом стало политико-правовое доминирование феде­рации и федеральных властей. 16-я поправка к Конституции (1913) в особенности закрепила право федерального конгресса взи­мать подоходный налог из любого источника, игнорируя при этом интересы штатов. Тем самым был окончательно разрешен конститу­ционный вопрос о финансовых прерогативах федерации и о возмож­ности ее вмешательства в торгово-финансовую деятельность внутри отдельных штатов.

Ряд конституционных поправок был посвящен коррективам уста­новившегося порядка избрания исполнительной власти. Наиболее важной была 22-я поправка (1951), в соответствии с которой «ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза» либо занимать президентскую должность более двух избирательных периодов. Это ограничение было реакцией на чрез­мерно длительное пребывание на посту президента Ф. Рузвельта (1933-1945 гг.), что отчасти привело и к чрезмерному усилению во­обще президентской власти в реальной политике. 20-й поправкой (1933) были уточнены порядок и время вступления в должности президента и вице-президента. 25-я поправка (1967) определила конституционный порядок замещения вице-президентом президент­ского поста в случае чрезвычайной вакансии, а также право прези­дента назначить себе вице-президента (утверждаемого затем Конгрессом) в случае образовавшейся вакансии. Политическая жизнь показала, однако, двойственность внесенных уточнений и возможность обхода основ конституционного права при внешнем следовании сделанным уточнениям: в 1974 г., вследствие цепочки обстоятельств, занял президентский пост Д. Форд только в по­рядке назначения, никоим образом не будучи избранным (а назначенным ранее прежним президентом Р. Никсоном вместо выбывшего). Законом о преемственности власти (1947 г., в замену прежнего — см. § 57) был заново определен порядок замещения по­ста президента высшими правительственными лицами: теперь ранее всех министров в экстраординарных случаях пост должен был пере­ходить к спикеру Палаты представителей, а затем — к председате­лю Сената.

Существенные изменения коснулись избирательного права. По­сле первой мировой войны уже в 15 штатах было предоставлено из­бирательное право женщинам наравне с мужчинами (и на тех же основаниях). 19-я поправка (1920) признала неконституционными всякие ограничения в избирательных правах по признаку пола; это положение директивно предписывало законодательству штатов уст­ранить многочисленные оговорки на этот счет. В целом, однако, из­бирательные возможности граждан в США определяются законами и даже традициями штатов, поэтому на протяжении почти всего XX в. сохранялись некоторые, порой существенные, ограничения. Наиболее частыми были возрастной ценз (до 1970-х гг. в 46 штатах избирательный «возраст» устанавливался в 21 г., в 2-х — в 18 лет, на Аляске — 19), грамотность (сохранявшейся в 12 штатах), осед­лость (применялся в 33 штатах — продолжительностью от двух ме­сяцев до 1 года), необходимость предварительной уплаты избира­тельного налога. Сохранялись и возможности лишения избиратель­ных прав. 24-я поправка (1964 г.) объявила неконституционными ограничения избирательных прав по причинам неуплаты какого-ли­бо налога. 26-я поправка (1971) установила единый избирательный возраст по выборам федеральных властей в 18 лет; только в резуль­тате этого обновления количество избирателей разом увеличилось на 11,5 млн. Законами 1965 и 1970 гг. об избирательных правах фактически отменен был ценз грамотности; устойчиво сохранился только ценз оседлости (в основном — 1 месяц). Не допуска­ется также участие в выборах лиц, находящихся в тюрьмах. Кон­ституционное законодательство вообще значительно повысило роль Конгресса в регулировании вопросов избирательного права. До 1970 г. цензы и ограничения были в полномочиях законодательных властей штатов. В декабре 1970 г. Верховный суд утвердил безус­ловное преимущество Конгресса в регламентации вопросов феде­рального избирательного права.

Демократизация избирательного права была не единственной тенденцией его развития. Уже в первой четверти XX в. в США ут­вердилась точная привязанность избирательных прав к институту гражданства. До 1928 г. правом избирать обладали и иностранцы, зарегистрировавшиеся в Штатах и подавшие заявление о же­лании приобрести гражданство. По иммиграционным законом 1921, 1924 гг. предоставление политических прав иммигрантам (до полу­чения действительного гражданства) было исключено. Сокращены были и общие возможности иммиграции: с этого времени введены квоты по национальности, которые позднее стали использоваться правительством США в т. ч. для политического давления на отдель­ные страны.

Избирательная система и порядок выборов в основном сохраня­лись прежними. 17-я поправка (1913) ввела прямые выборы сенато­ров населением штатов (вместо прежнего — местными законода­тельными собраниями). 23-й поправкой (1961) в избирательную си­стему на общих основаниях был включен федеральный округ Ко­лумбия (Вашингтон). С 1962 г. избирательные округа были сделаны равными (на основании постановления Верховного суда) по чис­ленности населения — их количество стало стабильным (535 окру­гов). Кроме того, закрепилось право отзыва местных властей (губер­наторов, мэров), появившееся в начале XX в.; проводился отзыв тем же порядком, что и сами выборы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: