Эволюция конституционного строя ГДР

Государственно-политическое определение Восточной Германии — Германской Демократической республики — пошло по принципиально иному пути создания социалисти­ческой государственности, причем, в силу особой зна­чимости для СССР восточногерманской территории как «форпоста лагеря социализма», советского типа. Социально-экономиче­ской основой восточногерманского социализма должны были стать проведенные в первые послевоенные годы аграрная реформа и об­щее перераспределение собственности. Хотя частное предпринима­тельство на некоторое время сохранило в ГДР свои позиции, обеспе­чивая значительную долю торгового оборота и мелкотоварного про­изводства.

Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы орга­низации государства: народовластие, политическое доми­нирование СЕПГ, сочетание законодательных и правитель­ственных полномочий органов демократического представительства. Согласно Конституции за гражданами ГДР признавались демократические свободы (слова, печати, собраний, союзов), оговаривалось равноправие по признакам пола или национальности, за националь­ными меньшинствами сохранялось право на использование своего языка. Государство брало на себя охрану брака и семьи. Конститу­ция закрепляла и права на собственность, однако оговаривалось, что содержание собственнических прав всецело определяется ее обще­ственным предназначением: «Собственность обязывает» (ст. 22-24). Допускалось принудительное отчуждение собственности в обще­ственных интересах.

Конституция признала формальный политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Главенствующей поли­тической силой стала Социалистическая единая партия Германии (1946), продолжившая традиции КПГ; она была и самой массовой общественно-политической организацией (свыше 2 млн. членов). Наряду с нею образовались и партии демократического направле­ния, но несколько специального социального состава: Крестьянская Демократическая партия (1948), объединившая сторонников социа­листической кооперации в деревне, Национально-демократическая партия (1948), представлявшая интересы ремесленников и «едино­личников», Либерально-демократическая партия (1945) и Христиан-ско-демократический союз (1945), которые главным образом объе­динили демократическую интеллигенцию. Все эти партии были от­носительно немногочисленными (не свыше 100 тыс. членов) и уча­ствовали в политическом процессе только под главенст­вом СЕПГ в составе т. н. Национального фронта; места в госу­дарственных органах по результатам выборов распределялись на ос­нове установленной партийной квоты (при более чем двойном пре­имуществе СЕПГ).

Верховным,органом государственной власти в ГДР была Народ­ная палата. Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 де­путатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депу­татские места распределялись по квоте между партиями (117 мест — СЕПГ, по 52 — другим, остальные прочим общественным организациям — на основании закона 1958 г.). Особенностью было то, что избирались также и заместители депутатов, которые занима­ли их места, если те переходили на другую работу. Народной Пала­те принадлежали права законодательства, контроль за деятельно­стью правительства, вотирование бюджета.

Кроме Народной палаты, первоначально была сформирована и Палата земель — на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельное террито­риальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была Упразднена, и парламент стал однопалатным.

Народная палата стояла во главе системы народных представи­тельств областей, округов. Формально будучи провозглашены органами государственной власти на местах, местные представительства были полномочны только обеспечивать общественный порядок культурно-просветительную деятельность на своей территории, т.е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоя­щие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих.

Главой государства был президент. Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949 г. старейший коммунист В. Пик). Президен­ту принадлежали важные государственные полномочия: опублико­вания законов, членство в правительстве, международное предста­вительство, право помилования. С кончиной В. Пика в 1960 г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался На­родной палатой на 4 года. Государственному совету поручался так­же надзор за местными органами власти, он образовывал Нацио­нальный совет обороны — особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали пол­номочия любого органа власти, кроме Центрального комитета СЕПГ.

Народная палата также образовывала правительство — Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.). Правительство также считалось коалиционным (по партиям), но важные посты вручались только представителям СЕПГ.

В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция. Разработана она была по решению VII съезда СЕПГ (1967). В основание новой, по сути, редакции основного закона была положена концепция о «демократии победившего социализма», выдвинутая еще на VI съез­де СЕПГ (1963). Общенародный плебисцит 6 апреля 1968 г. утвер­дил Конституцию (подавляющим большинством в 92% от имеющих право голоса). Позднее, в 1974 г. в Конституцию были внесены до­полнительные поправки идеологического значения.

Конституция 1968 г. в целом воспроизвела сложившуюся систе­му органов государственной власти и управления. «Верховным властным государственным органом ГДР» провозглашалась Народ­ная палата — единственный законодательный орган (ст. 48). Она состояла из 500 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим равным и тайным голосованием. Никаких ограничений (подобным тем, что были в 1949 г., исходя из принципов «классовой демократии» не предполагалось). Полномочия главы государства оставлены были за Государственным советом, в котором возросла роль Председателя Совета, выполнявшего внешнеполитические и организационные функции самостоятельно. Сохранился прежний статус и за прави­тельством. Несколько расширены были права местных народных представительств.

Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значи­тельная часть новых идейно-политических правоположений Консти­туции была обусловлена необходимостью согласовать государствен­но-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосу­дарственной жизни.

В середине 1989 г. в силу не вполне ясных внутренних причин ГДР оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. Застой в экономике, обусловленный социалистической системой хозяйство­вания, нарастание диктаторских стремлений в государственной практике СЕПГ, отказ руководства СЕПГ даже от формальной ли­берализации системы (наподобие «перестройки» в СССР) и в связи с этим охлаждение отношений с СССР и руководством КПСС вы­звали общественное недовольство. Начался массовый исход граждан ГДР заграницу, главным образом в Западную Германию. Руководст­во ЦК СЕПГ стало на путь полицейской диктатуры, что предопре­делило и дальнейший рост недовольства, и внешнеполитическую изоляцию ГДР. В этих условиях определяющим для судеб Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Колем план (из «10 пунктов») го­сударственно-политического объединения Германии. Развитие собы­тий, однако, несколько видоизменило намеченные планом перспек­тивы. Правительство ГДР и руководство СЕПГ практически потеря­ло управление государством, по стране прокатились народные де­монстрации. Исходя из собственных внешнеполитических интере­сов, СССР отказался от поддержки самостоятельного германского восточного государства, согласился с предложениями ФРГ и преж­них союзников о выводе советских войск и соответствующих мате­риальных компенсациях. При согласии четырех держав (США. Ве­ликобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое го­сударство.

Создание новой единой Германии опиралось на специальные до­говоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. — государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (пре­образовавшейся в Партию демократического социализма) отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т. к. боль­шинство населения не поддержало партию на выборах в местные ор­ганы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как от­дельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция 'РГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь

1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократи-ческому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Герма­нии статус правящей партии.

Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропей­ским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: