Революция 1920-1923 гг. Падение монархии

Поражение Османской империи в войне привело к полной оккупации страны в 1919 г. войсками стран Антанты и США. Основные государственно-политические институты прекрати­ли свое существование. Султанский двор и правительство только но­минально сохранили власть и управление. По условиям капитуля­ции турецкая армия считалась демобилизованной, что облегчало за­падным державам дальнейшее расчленение страны.

Угроза распада страны и прекращения государственности подтол­кнула национально-прогрессивные силы турецкого общества к рево­люции. Оппозиция организовалась вокруг т. н. обществ за­щиты прав, которые стали возникать в отдельных областях с конца 1918 г. Наиболее активную роль в обществах играло офицер­ство армии во главе с генералом Кемаль-пашой (1881-1938). Обще­ства защиты прав провели Эрзерумский (июль-август 1919), затем Сивасский (сентябрь 1919 г.) конгрессы, на которых были приняты решения об организации борьбы за независимость, о неповиновении султану и смене правительства. Для руководства не признававшими оккупации областями был сформирован Представительный комитет, который возглавил М. Кемаль. По инициативе комитета были проведены выборы в Палату депутатов, которая собралась в Стам­буле 20 января 1920 г. (из 176 депутатов 116 были кемалистами) Палата, хотя и поддержав султана, провозгласила программу поли­тического самоопределения и борьбы за независимость. В ответ за­падные державы заняли столицу, парламент был разогнан. Новое правительство султана выступило против сторонников Кемаля.

После январских событий 1920 г. в стране, по сути, сложилось двоевластие. Наряду с официальным султанским двором, вы­нужденно пошедшим на сотрудничество с западными государствами, в восточной части Турции — Анатолии (с центром в Анкаре) сфор­мировалась власть национально-республиканской оппозиции. Ее представляло Великое национальное собрание, избранное в апреле 1920 г. (двухстепенными выборами, в составе 233 депутатов, к кото­рым присоединились 105 депутатов разогнанного парламента). Со­гласно Временному конституционному закону о статусе ВНСТ (20 января 1921 г.) парламенту поручалась вся полнота государ­ственной власти — и законодательная, и исполнительная. Председа­телем Собрания стал Кемаль, который одновременно был и главой оппозиционного правительства.

В течение года новому правительству удалось переломить нега­тивное для страны развитие внешнеполитической ситуации. Был разгромлен греческий интервенционный корпус, заключен важный для новой Турции договор о взаимопомощи с Советской Россией. ВНСТ приняло законы о льготах для владельцев предприятий, пер­вые в стране законы о регулировании трудовых отношений (закреп­лявший 8-часовой рабочий день шахтеров, еженедельный отдых и другие льготы для них). Западные державы согласились на пере­смотр ранее навязанного Севрского договора 1920 г. (по которому определялся дальнейший раздел Турции). Новый Лозаннский дого­вор подтвердил независимость Турции и ее современные границы.

Быстрое расширение влияние нового правительства М. Кемаля, его поддержка наиболее активными националистическими силами, позволила окончательно решить основную проблему государственно­го устройства. 1 ноября 1921 г. был ликвидирован султанат (с отделе­нием от него номинальной власти халифа), и 29 ноября 1923 г. новая Турция была провозглашена республикой. Спустя год, 3 марта 1924 г. был упразднен и халифат, все члены правящей ранее дина­стии были высланы из страны. Революция 1920-1923 гг. завершилась установлением республики.

Конституция 1924 г., принятая ВНСТ по инициативе кемалистской партии, закрепила завоевания революции, провозгласив Тур­цию особой по организации президентской республи­кой. По Конституции, страна провозглашалась суверенным и не­раздельным государством, вся власть в котором принадлежит народу (ст.3). Республика объявлялась светским государством, однако ислам был официальной религией. За гражданами признавались сво­боды совести, мысли, слова, печати, права на охрану и неприкосно­венность жизни и др.

Великое национальное собрание Турции было верховным органом и законодательной, и исполнительной власти. Законо­дательную оно осуществляло непосредственно, исполнительную — через президента и Совет Министров. Избирательным правом рас­полагали мужчины старше 18 лет (детальные требования определя­лись еще старым законом о выборах 1877 г.); для пассивного права устанавливались повышенные цензы — возрастной, грамотности и др. Выборы в ВНСТ были двухстепенными. Собрание избирало пре­зидента на 4 года. Президент обладал статусом главы государства и большими полномочиями: он опубликовывал законы и мог отклады­вать их, руководил дипломатическими отношениями, был главноко­мандующим армией и флотом, назначал высших должностных лиц, назначал председателя Совета министров при согласии ВНСТ. И правительство, и президент отчитывались перед ВНС и при опреде­ленных условиях могли быть смещены.

Местное управление временно сохранилось на принципах закона 1913 г. Основной административно-территориальной единицей была провинция — вилайэт, во главе ее стоял вали, назначав­шийся Советом министров. Окружное и волостное начальство в большей степени зависело от Министерства внутренних дел. В вилайэтах существовали также и органы самоуправления — генераль­ные меджлисы, избираемые на 4 года. Однако роль их был чисто вспомогательной: они надзирали за местной торговлей, здравоохра­нением, устанавливали местные налоги. Полномочия низших медж­лисов, возглавлявшихся старшинами соответствующего уровня, бы­ли еще более незначительными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: