Эволюция государственной системы ФРГ

Первые выборы, согласно Боннской конституции, прошли в Западной Германии в августе 1949 г. Выборы при­несли только относительное первенство блоку партий ХДС/ХСС (31% на 29% мест социал-демократов). Поэтому решающей силой в определении судеб правительства стала незадолго до того образовав­шаяся (1948) Свободная демократическая партия, декларировав­шая либерально-республиканские позиции (12% мест на выборах 1949 г.). В итоге политического соглашения между партиями сформировался союз ХДС/ХСС и СвДП, который на протяжении почти двадцати лет оставался правящим блоком (1949-1968 гг.). Правительство возглавил лидер ХДС канцлер К. Аденауэр, с деятельно­стью которого связано было скорее возрождение Германии, установ­ление новых отношений почти равноправного партнерства с запад­ными державами, заключение мирного договора с СССР о послево­енном устройстве. 7 сентября 1949 г. открылось первое заседание за­падногерманского бундестага.

В первой половине 1950-х гг. государственно-политический ста­тус ФРГ изменился — главным образом благодаря внешнеполи­тическим обстоятельствам нарастания напряженности во взаимоот­ношениях США и СССР. В 1952 г. был заключен новый договор ок­купационных держав об их взаимоотношениях с властями ФРГ, полномочия германского государства были расширены. В 1955 г. в связи с присоединением ФРГ к военно-политическому союзу НАТО (Североатлантическому блоку) оккупационный статут был отменен, и ФРГ получило все права суверенного государства. В конституцию были внесены поправки, предусматривающие введение всеобщей во­инской обязанности и создание армии, было создано и федеральное Министерство обороны (1955).

Конституция 1949 г. характеризовалась в целом своего рода приглушенным парламентаризмом. Роль и полно­мочия правительства были настолько значительными, что при опре­деленных условиях оно могло оказать определяющее воздействие на принятие законов. В еще большей степени преимущественное поло­жение правительства было подчеркнуто т. н. чрезвычайным законо­дательством (июнь 1968 г.). В Конституцию были внесены важные изменения, которыми предусматривались насильственные меры про­тив тех, кто стремится изменять конституционный правовой строй. Допускались возможные ограничения в профессиональной деятель­ности под предлогом приверженности экстремистской политической организации или партии. Правительству были предоставлены новые полномочия в целях мобилизации граждан на общественные работы в случае необходимости, а также регулирования в этой связи трудо­вых отношений. Другие законы предполагали возможность введения бундестагом особых состояний — «напряженности» или «обороны». В этих условиях, предполагалось, должны резко возрастать полно­мочия федерального правительства в части «защиты гражданского населения», в том числе путем привлечения всех полицейских сил федерации и земель. В условиях «чрезвычайного положения» управ­ление страной вместо парламента должно было бы перейти к прави­тельственному комитету, а федеральный канцлер получал бы права главнокомандующего армией.

Государственная деятельность 1960-х -1970-х гг. протекала при значительном реальном возрастании влияния правительства на при­нятие властных решений. До 80% принятых законов издавалось по инициативе правительства, свыше 2/3 прочих нормативных доку­ментов было актами чисто правительственной деятельности. Зако­ном о стабилизации экономики (1967) правительству были предо­ставлены чрезвычайные права в расходовании бюджета. Существен­но увеличился государственный административный аппарат федера­ции. Большую роль в нем, наряду с примерно 15 министерствами, стало играть обширное Ведомство федерального канцлера (вклю­чавшее в себя 6 отделов, где разрабатывались и контролировались направления политики в сфере права и управления, иностранных и внутренних дел, экономики и финансов и т. д.)

В конце 1960-х гг. правящая долгие годы коалиция ХДС/ХСС и СвДП распалась. К власти пришел блок СДПГ и СвДП. В период руководства СДПГ были приняты важные государственно-поли­тические решения, ФРГ признала в специальных договорах неруши­мость послевоенных границ (с Польшей и СССР), были заключены первые международные соглашения с другим германским государст­вом — ГДР, чем оба государства взаимно признали существование друг друга (1974). Новое партийное большинство оказалось недолго­вечным. В 1982 г. в обстановке политической напряженности, вы­званной в том числе серией политических скандалов в руководстве СДПГ, коалиция СДПГ/СвДП распалась, и к власти вновь пришел Христианско-демократический союз, возглавленный новым выдаю­щимся политиком канцлером Г. Колем. Последние десятилетия XX в, в государственно-политическом отношении были связаны для ФРГ с господством консервативного блока ХДС/ХСС, программные установки которого позволили реализовать поворотное в истории Германии Новейшего времени развитие общей политической ситуа­ции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: