История как учебный предмет

Словарь терминов

История – (от греч. historia) — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

Под историей обычно понимается:

1) процесс развития природы и общества;

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии;

3) ход развития чего-либо;

4) прошлое, сохраняющееся в памяти людей;

5) рассказ;

6) происшествие.

Научное определение самого понятия «история» имеет два основных значения. Первое — «история как процесс развития общества» и второе – «история как наука о развитии общества». То есть объект науки и сама наука обозначаются единым термином, что требует учёта этого обстоятельства в определении содержания самого понятия.

Уже более ста лет не затихают споры о том, является ли история наукой. Эти дискуссии связаны с обсуждением и оценкой характера, объективности методов исторического исследования, степени их достоверности. Если коротко и несколько упрощённо ответить на вопрос о том, что представляет собой история как наука, то можно дать следующее определение.

История – это специализированное научное знание эмпирико-теоретического характера о прошлой социальной реальности.

Объектом исторической науки большинство историков считает человеческое общество во всем многообразии его прошлого бытия, взятого в его развитии и изменении. История как наука исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим. При этом сам историк, как правило, не имеет возможности наблюдать объект изучения, который по времени может быть отдалён от исследователя тысячелетиями. Поэтому в исторической науке всегда была актуальной проблема верификации результатов исторического исследования, установления их истинности, проблема корректности и репрезентативности методов исторического анализа. Как отмечала Х.Агнес, «история (история с большой буквы) не есть прошлое, это – прошлое и будущее в настоящем».

Учитывая многофакторный характер истории как науки, понятно, что цели и задачи истории имеют многоуровневый характер.

Вопросы для размышления

1. Как вы понимаете слова Х.Агнес?

2. Каким образом они связаны с проблемами верификации и критики результатов исторических исследований, репрезентативности и корректности методов исторических исследований?

Рассмотрим вопрос о специфике истории как учебного предмета. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение истории как школьного учебного предмета: история – это учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний.

Главная цель изучения истории — воспитание социально-активной личности, с высокими идейно-нравственными качествами, чётко выраженным национально-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы. В теоретическом отношении это определение является неполным и весьма спорным, но его можно считать рабочим, отправной точкой для последующего анализа сущности истории как школьного учебного предмета (учебной дисциплины).

В Российской педагогической энциклопедии приводится более полное определение истории как учебного предмета. История в школе определяется как учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.

Классический подход в педагогике к пониманию истории как учебного предмета акцентирует внимание на категориях и принципах, которые определяют содержание и методы организации учебной деятельности учащихся. Не отрицая эту точку зрения в целом, подчеркнём, что школьное историческое образование включает в себя и нравственно-патриотическую (ценностную) составляющую. Для современной российской школы на переходном этапе её развития этот компонент является одним из приоритетных.

Современное понимание истории как учебного предмета базируется на определении образования как сложного социокультурного явления, назначение которого состоит в актуализации, реализации и самореализации сущностного потенциала человека.

При определении школьного исторического образования мы основывались на следующей иерархии базовых понятий: образование как социокультурное явление российская система исторического образования история как школьный учебный предмет (учебная дисциплина) история как учебный курс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: