Зарождение историко-методической науки относится к периоду появления в России первых сборников, содержащих исторические сведения. Это «Азбуковники» XV-XVII вв. и «Синопсис» («Образование») - учебное пособие, появившееся в Киеве в 1674 г. В нем описываются военные действия, даются перечни имен русских князей, украинских гетманов.
Преподавание истории впервые началось в московской гимназии пастора Глюка(1705 г.), а затем в школе Феофана Прокоповича в Петербурге (1721 г.). В московской гимназии Глюка дети бояр, служивого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня. В школе Прокоповича историю изучали дети «всякого звания». Государственное обучение истории ведется с 1726 г. когда при Петербургском университете было образована первая правительственная академическая гимназия.
Кто-то из гимназистов выбирал историю, а кто-то посещал уроки хронологии и геральдики, введенные в качестве специальных дисциплин с 1747 г. Не существовало обязательного полного систематического курса истории
В первой половине XVIII в. изучалось только всеобщая история, и преподавание ввиду отсутствие учителей и учебников велось на иностранных языках. Первый перевод учебника по всеобщей истории на русский язык относился к 1747 г. Это было «Введение в генеральную историю Гильома (Гильмара) Кураса». События излагались монографически, синхронистически.
По совету В.Н. Татищева история как учебный предмет была введена в школу.
В XVIII в. в школах постепенно начала утверждаться русская история. Этому способствовал обобщающий труд М.В. Ломоносова «Древняя Российская история». Первым школьным учебником по русской истории многие признают его «Краткий Российский летописец с родословием» (1760 г.).
В 1783 г. в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей народных училищ. Впервые в число изучаемых предметов включается методика преподавания истории. Особое место в преобразовании России XVIII в. занимает реформа 1786 г. по созданию народных училищ. В соответствии с уставом народных училищ 1786 г. в школах вводится классно урочная система преподавания, начинается использование доски и мела. Изменилось и ведение урока: - ученики попеременно читают по частям учебное пособие, учитель объясняет прочитанное, заставляет учеников показывать на карте места событий, походов, переселений народов, или делать отметки в синхронистической таблице. Для ознакомительного сознательного усвоения и закрепления своих объяснений преподаватель предлагает ученикам вопросы, кратко повторяя всякий раз пройденного на предыдущем уроке. При этом учитель должен вовлечь в работу по возможности всех учащихся.
Ф.И. Янкович делил курс на основные части и на менее важные. Ф.И.Янкович требовал пересказа текста учебника своими словами, в определенной связи и с опорой на ландкарты. В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича была напечатана настенная «Историческая карта Российской империи от эпохи Петра 1 до царствования Екатерины II
В 1799 г. летописец М.В. Ломоносова сменила «Краткая российская история, сочиненная для употребления в народных училищах» Тимофея Кириака.
В 70-е гг. XVIII в. отечественная история отделяется от всеобщей. С всеобщей истории начиналось историческое образование и в последнем классе при повторении завершалось отечественной историей. Между курсами, отсутствовала какая-либо связь.
Несмотря на попытки внедрить новую методику преподавания истории, многое осталось от прежних времен: на уроке в лучшем случае проводилось объяснительное чтение по учебнику, рассказ учителя был крайне редким явлением.