В результате изучения истории в основной школе ученик должен

Словарь терминов

Словарь терминов

Словарь терминов

Общего образования (ФК ГОС)

Федеральный компонент государственного стандарта

Учреждений РФ по истории

И базисный учебный план общеобразовательных

В статье 7 федерального закона «Об образовании» устанавливаются государственные образовательные стандарты.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего полного образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам.

Стандарт позволяет объективно оценить уровень подготовки выпускников образовательных учреждений; деятельность образовательных учреждений; определять объём бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гарантируется государством; устанавливать эквивалентность документов об общем образовании на территории Российской Федерации; устанавливать федеральные требования к образовательным учреждениям в оснащенности учебного процесса.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

— федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;

— региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации;

— компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

Федеральный компонент ГОС — это основная часть стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент ГОС устанавливает:

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

— требования к уровню подготовки выпускников;

— максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования, а внутри ступеней — по учебным предметам.

Федеральный компонент по учебному предмету включает:

цели изучения данного учебного предмета;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ по учебному предмету;

требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

ФК ГОС разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования (введение профильного обучения на старшей ступени школы; нормализация учебной нагрузки учащихся; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования; направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования и др.).

ФК ГОС позволяет обеспечить вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений).

При разработке ФК ГОСв содержаниеучебного предмета «История» были внесены изменения, направленные на более полное раскрытие историко-культурных аспектов, причинно-следственных связей, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса.

При подготовке федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории коллективу разработчиков (ВНИК «Образовательный стандарт», руководитель Э.Д.Днепров) пришлось переосмыслить и неоднократно обсуждать на всех уровнях следующие вопросы концептуального характера.

1. Место исторического образования в системе общего среднего образования.

2. Основные функции исторического образования.

3. Классификация целей и задач школьного исторического образования.

4. Принципы построения учебных курсов истории.

5. Историко-педагогические основы отбора содержания школьного исторического образования.

6. Основные содержательные линии школьных курсов истории.

При решении этих вопросов коллектив исходил из того, что основными функциями исторического образования являются:

— познавательно-развивающая;

— познавательно-обучающая;

— ценностно-воспитательная.

В итоге продолжительной работы к концу 2003 — началу 2004 г. временному научному коллективу разработчиков стандарта удалось сформировать относительно целостную модель ФК ГОС по истории. 5 марта 2004 г. был подписан приказ министра образования № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.2. Базовые параметры ФК ГОС по истории

Цели и задачи исторического образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Изучение истории в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Вопросы для размышления

1. Какие новые подходы, с вашей точки зрения, представлены в федеральном компоненте стандарта общего образования по истории (ФК ГОС «Цели исторического образования»)?

2. Какие ценности представлены как цели и прогнозируемые результаты общего исторического образования?

3. По каким направлениям прослеживается преемственность целей исторического образования в основной и старшей школах?

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ представляет собой обобщённое содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Этот раздел ФК ГОС представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), обязательных для изучения.

Обязательный минимум содержания образовательных программ по истории включает основные ценности и достижения отечественной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности. Вместе с тем обязательный минимум не устанавливает последовательность изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, необходимого для изучения данной дидактической единицы в рамках учебной программы.

Обязательный минимум представлен в двух форматах. Обычным шрифтом перечислено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое является обязательным для изучения, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Данный способ представления обязательного минимума позволяет расширить вариативность образования и обеспечивает возможность обучения на базовом и профильном уровне.

Вопросы для размышления

1. В чём, на ваш взгляд, заключается новизна обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории?

2. Какой педагогический инструмент в отечественной системе образования (например, в советской системе) ранее выполнял функции обязательного минимума?

3. В чём смысл двух форматов представления обязательного минимума?

Требования к уровню подготовки выпускников представляют собой установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, которые необходимы для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Требования преемственны по ступеням общего образования и задаются в деятельностной форме. Они показывают, что учащиеся должны знать, уметь и использовать (применять) в практической деятельности в повседневной жизни.

знать / понимать:

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, осмысливая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений о историческом наследии народов России и мира;

• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: