Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. К чему стремится педагогика, какой она должна быть и в чем ее задачи?




Дистервег Ф. Избранные педагогические

сочинения. - М., 1956.- С. 227- 232.


Три заметки о педагогике и стремлениях учителей2

Задача педагогики - человеческое воспитание.

Воспитатель имеет дело:

1)с отдельным существом, с индивидуумом, одаренным человеческими задатками;

2)с индивидуумом, принадлежащим к известной нации, индивидуумом, одаренным национальными особенностями;

3)с членом всего человечества.

Отсюда перед педагогикой встают три задачи:

1) она должна считаться с индивидуумом и формировать его сообразно сего природными особенностями;

2) делать это в соответствии со своеобразием той нация, к которой принадлежит индивидуум;

3) воспитать его согласно общечеловеческим целям.

Первая задача может быть разрешена только благодаря знанию и познанию человеческой природы и присущих ей законов развития, а также путем правильного понимания особенностей данного индивидуума. Знание психологии, способность наблюдать и применять средства, которые служат для возбуждения общечеловеческих и индивидуальных задатков - вот первое необходимое качество воспитателя.

Разрешение второй задачи предполагает знание национального характера и наличие у самого воспитателя этого характера.

Третья задача требует понимания целей, стоящих перед человечеством, и стремления осуществлять их в меру своих сил. Прежняя педагогика стремилась преимущественно разрешить первую задачу и занималась гораздо меньше, чем следовало бы второй и третьей. Поэтому мы остановимся на этих двух последних задачах. Каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свой национальный дух. Она обладает только одной национальной жизнью, которая определяется свободным развитием и деятельностью национального духа или обусловливающими ее особенностями, национальным принципом - национальной самостоятельностью и свободой3.

Форма этой национальной, свободной деятельности представляет собой внешний организм ее жизни государство, перед которым в связи с этим стоит задача - осуществить национальное своеобразие. Вот его цель; оно не имеет никакой самостоятельной цели, а служит только средством. Рассматривать государство как цель, нацию же как средство - значит извращать естественное положение вещей. Это - политическое заблуждение, ложное представление и предрассудок. Форма должна быть подчинена содержанию, должна соответствовать этому содержанию, т.е. национальному духу. Государственный организм должен быть согласован с последним и обусловливаться им. Только таким путем это средство достигает своей цели, способствует национальной самостоятельности и свободному движению. Национальная политика не может ставить себе никакой другой цели, она должна подчиняться сущности и стремлениям национального духа, должна довести его до такой силы и степени, чтобы им был проникнут каждый член нации. Этого она достигает в той мере, в какой ее собственное воздействие становится излишним.




Высшая, хотя в полной мере никогда не осуществимая, цель государственной политики состоит в том, чтобы сделать ее излишней, подобно тому как задача воспитания заключается в том, чтобы ретироваться, когда его воспитанник достиг самостоятельности.

При неправильном общественном распорядке господствует, напротив, эгоизм отдельных личностей и сословий, которые ставят свои интересы выше интересов коллектива. (...)

Сюда же относятся и попытки задержать развитие науки или же направить его по неправильному пути, толкнув его вспять по ранее пройденным этапам, а также намерение не допускать каких-либо установлении, враждебных их политическому эгоизму, и добиться вынужденной бездеятельности или изгнания всех тех лиц, которые не хотят служить послушными орудиями для осуществления их, враждебных всей нации, целей.

Эти стремления имеют своей целью разрушение и по возможности уничтожение национального духа и делают осуществление национальной задачи невозможной; они являются олицетворением национального или политического зла. Они не освобождают, а порабощают. Стремление же национального духа направлено к самостоятельности и свободному развитию. В той мере, как государственная организация и политика содействуют осуществлению этих целей, поставленных природой и ее творцом, они хороши; в той мере, как они этого не делают, они плохи и негодны.



Одна из важнейших задач воспитания, национального воспитания состоит в том, чтобы пробудить эти мысли в ребенке и молодом поколении данной нации или, вернее сказать, так организовать воспитание, чтобы эти мысли вместе со стремлением их осуществить самостоятельно возникли в их сознании.

Подобный человек является жизнеспособным и достойным членом своей нации. Но нация - не все человечество, а только его часть. Поэтому перед педагогикой встает третья задача: приобщить человека, наделенного индивидуальными и национальными особенностями, ко всему человечеству и способствовать тому, чтобы последнее достигло того назначения, которое ему указано богом. Национальный эгоизм должен исчезнуть, индивидуальный должен быть уничтожен; нация не может воздвигнуть своего счастья на гибели человечества. В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью; это - стремление к благородным общечеловеческим целям. Первая ее ступень - уважение чужой личности и ее особенностей; вторая- содействие ее человеческим и национальным целям на основе взаимопонимания и согласия; третья- объединение с ней и всеми нациями земного шара для достижения общего назначения человечества, установленного богом.

То чего вы не желаете, чтобы вам делали люди, не делайте и вы им, а то, что вы бы хотели для себя, то делайте и по отношению к другим! Этими великими словами выражен закон, определяющий взаимоотношения наций.

Признание и уважение природных индивидуальных особенностей и национального своеобразия, гуманное отношение ко всякому, кто носит имя человека, невзирая на его расу, религию, вероисповедание, - вот что является целью истинного христианского воспитания. Христианство стремится освободить человечество от эгоизма во всех его проявлениях, сделать его самостоятельным и свободным и связать узами единодушия и любви. Истинно человеческий или христианский образ мыслей побуждает уважать в каждом человеке все благородное и хорошее и содействовать ему в достижении его человеческих целей4. Нехристианская политика ставит эгоистические цели выше национальных и стремится установить мнимое благополучие одной нации за счет всех других.

Благородная человечность в национальном выражении и индивидуальной (оригинальной) форме является поэтому как назначением человечества, наций и индивидуумов, так и целью воспитания. Этой вечной идее, которая должна служить неизменным идеалом, противоречат:

1) в деле индивидуального воспитания - произвольное предназначение человека к определенному сословию или профессии: к дворянству, для военной или какой-либо гражданской деятельности и т.д.;

2) в деле национального воспитания и образования - не только засилье иностранщины, воспитание с помощью бонн и гувернеров, говорящих на иностранных языках, но также дрессировка, имеющая в виду будущую деятельность в государстве с каким-либо определенным политическим строем (в абсолютной или конституционной монархии, в царстве или королевстве, в республике и т. д.) или же в каком-либо отдельном княжестве, расположенном на территории, занимаемой всей нацией, лишенной единства;

3) в деле общечеловеческого воспитания - не только возбуждение ненависти к другим нациям, но также приобщение к одному, исключающему другие, вероисповеданию. (...) .

Узкий национализм и церковный фанатизм не могут считаться высшими целями образования. Истинные люди - это те, которые объединяют в себе общечеловеческое начало с национальными и индивидуальными чертами. Глубокое изучение личностей устраняет узость взглядов, национальную и церковную ограниченность.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1287; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8772 - | 7158 - или читать все...

Читайте также:

  1. А вот фоновый слой перемещать нельзя. И поставить какой-то рядовой слой ниже фонового нам тоже не позволено
  2. АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ. По его мнению, травопольная система предполагает разделение терри­тории хозяйства на водоразделы, склоны и долины. Область водораздела должна быть облесена,
  3. Антимонопольное регулирование.. Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо
  4. Аудиторская выборка. После определения аудиторских процедур важно определить в отношении какой совокупности будут получены необходимые и достаточные аудиторские доказательства
  5. Безжалостно разрушая вековой уклад Русского народа, большевистский режим стремится навязать ему космополитические, утопические формы жизни
  6. В какой срок собственникам помещений нужно принять решение о способе формирования фонда капитального ремонта
  7. В какой стране зародились олимпийские игры?
  8. В какой стране мы живем?
  9. Ваша фантазия должна рождать кадр, а не кадр рождать вашу фантазию!!!
  10. Ваша фантазия должна рождать кадр, а не кадр рождать вашу фантазию!!!. Содержание: Как снять на задание. Репортажная фотография. Фотосъемка портретов. Ночная пейзажная фотосъемка. Ночная съемка фаерщиков (факиров). Фотосъемка
  11. Введение.. 1. Какие задачи стояли перед экономикой страны после окончания войны? Когда их удалось решить? Какой ценой?


 

34.236.190.216 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.