Транспортирование конструкций в пределах монтажной зоны существенно влияет на экономическую эффективность монтажа. Поэтому важно правильно выбрать тип и рассчитать количество требуемых транспортных средств, наметить схемы их выезда из монтажной зоны, места стоянок крана и транспортных средств, а также обеспечить бесперебойную доставку конструкций к месту работ. При выборе транспортных средств исходят из массы и габаритов монтажных элементов, состояния дорог и т.п.
Наиболее широкое применение при монтаже промышленных зданий и сооружений получил автомобильный транспорт.
Доставка конструкций в монтажную зону производится тремя способами:
а) россыпью с раскладкой вдоль фронта работ в соответствии с принятой последовательностью установки в проектное положение. Этот способ используется для транспортирования легких и мелких элементов, а также при предварительном укрупнении строительных конструкций;
б) доставка конструкций в зону действия крана, где их устанавливают непосредственно с транспортных средств - монтаж «с колес». Этот способ наиболее эффективен при монтаже тяжелых конструкций;
в) челночный, при котором конструкции доставляют тягачами на сменяемых прицепах для монтажа «с колес» - это наиболее гибкий способ, позволяющий полнее использовать маневренность транспортных средств.
Количество транспортных средств определяют, исходя из объема конструкций, подлежащих перевозке, дальности транспортирования, грузоподъемности транспортных приборов и необходимости обеспечения бесперебойной работы монтажного крана.
При доставке конструкций с разгрузкой их у места монтажа количество транспортных единиц в смену определяют по формуле:
,
где Qсут - число элементов данного вида, монтируемых в течение суток;
п - число смен работы в сутках;
Пэк.см. - сменная производительность транспортной единицы;
,
где 492 - продолжительность смены, мин;
q - число элементов, перевозимых за 1 рейс, шт.;
Кв - коэффициент использования машинного времени автотранспортных средств, Кв = 0,8-0,9;
tu - продолжительность цикла одной автотранспортной единицы, мин;
,
где tп - время погрузки элементов на заводе, мин;
tp - время разгрузки доставленных сборных элементов на объекте (значения tn и tр берутся по ЕНиР [9]), мин;
tм - время маневров на строительной площадке и при перестановке автотранспортных средств под погрузку на заводе, мин (10-15);
l - расстояние от завода-изготовителя до стройплощадки, км;
Vср - средняя нормативная скорость движения автотранспортных средств, км/ч.
В целях сохранности тяжеловесных несущих конструкций и деталей скорости движения автотранспортных средств не должны превышать нормативных скоростей, а именно: при работе за городом на дорогах 1-й группы (асфальтированных, бетонных) - 40-45 км/ч; 2-й группы (булыжных, щебеночных, гравийных и грунтовых, естественных) — 25 км/ч. При работе в городах для автомобилей и тягачей грузоподъемностью до 7 т независимо от дорожного покрытия — 30 км/ч и грузоподъемностью 7 т и выше — 20 км/ч.
При монтаже конструкций непосредственно с транспортных средств их работа должна быть строго согласована с процессом монтажа. В этом случае потребность в автотранспортных средствахбудет составлять:
,
где Т - продолжительность транспортного цикла, ч.;
Тм - продолжительность монтажа элементов, доставленных за один рейс, без одного (после подъема последнего элемента транспортная единица освобождается), ч.
Продолжительность транспортного цикла определяют по формулам:
- при монтаже «с колес»
,
- при челночном завозе конструкций
,
где tn - время погрузки, ч.;
Тм - время, необходимое на монтаж элементов (без одного), привезенных за один рейс, ч;
l - расстояние от завода - изготовителя до стройплощадки, км;
Vcр - средняя скорость движения автотранспортных средств, км/ч;
tз и tпл - продолжительность смены прицепов на заводе и монтажной площадке (примерно 0,2ч);
При непрерывной работе тягача с прицепом, Nn=Nm, а при челночной схеме Nn=Nm+2,
где Nm - количество тягачей, шт.;
Nn - количество прицепов, шт.
Выбранные транспортные средства для перевозки железобетонных конструкций (прил. 5) сводят в таблицу 5.
Таблица 5
Наименование элемента | Масса одного | Автопоезда | Количество элементов, | Коэффициент Использования | |
Марка | Грузоподъем- | ||||
элемен- | тягача, | ность, т | укладываемых | автотранспорта | |
та | прице | в транспорт- | по грузоподъ- | ||
па | ные средства | емности | |||