Эпоха Ивана IV

XVI век в Западной Европе - это начало эры заката феодализма и вступление на дорогу капитализма. Важное значение в продвижении к буржуазному обществу имели великие географические открытия, непрерывный технический прогресс, реформация и утверждение трудовой этики протестантизма, победа либерализма, идеалом которого выступал свободный человек. Приметами капитализма в экономике стало появление мануфактур, основанных на вольнонаемном труде; развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве; расширение международной торговли; возникновение свободной конкуренции, свободного предпринимательства, свободного ценообразования и т.д. В социальной сфере перестают занимать господствующее положение рыцари, феодалы, священники, усиливаются позиции негоциантов, банкиров и купцов. Меняется отношение к государству. Свободный человек все более ощущает себя не подданным, а гражданином, рассматривает государство как результат общественного договора. Формируется гражданское общество, ограничивающее права власти. Монархи правят совместно с сословно-представительными органами, что закладывает основы будущего парламентаризма и принцип разделения трех ветвей власти. Наиболее последовательно эти процессы развивались в Англии, Голландии, Франции.

На Руси в начале XVI в. зависимость от Золотой Орды исчезла. Московское государство стало рассматривать себя как часть европейского христианского мира. Правящую династию начали выводить из Римской империи, от «сродника Августа - кесаря». Теория «Москва - Тритий Рим» пропагандировало равные права Русского государства с древнейшими мировыми центрами. «Московия» стремительно устанавливала широкие контакты с другими странами и, прежде всего, с европейскими. Наметилась возможность движения по западному пути развития, появились аналогичные западным элементы сословно-представительной власти. Возрождались договорные отношения. Великий князь назначал на высшие государственные должности, возглавлял вооруженные силы страны, издавал от своего имени законы, а великокняжеский суд был высшей судебной инстанцией. Однако его власть была ограничена Боярской думой, являвшейся сословным органом княжеско-боярской аристократии[165], а также церковью как органом власти духовенства. Московский государь вынужден был считаться и с жителями растущих и набирающих силу городов. Наблюдалась тенденция уменьшения сроков полномочий и ограничения функций наместников. Часть властных полномочий стала делегироваться местному населению, появилось земское и губное самоуправление. В городах ограничивались привилегии светских и духовных феодалов. В тягло включили белые слободы, дворы служилых людей и духовенства. О взаимопонимании между властью и посадским населением свидетельствовала поддержка городскими еретиками великих князей в их стремлении уменьшить влияние церкви на светскую жизнь. На своем уровне втягивались в процесс управления и крестьянские общины. Они участвовали в разверстке налогов, выдвигали своих представителей в органы власти низового звена. Некоторые историки называли государственную власть первой половины XVI в. монархией «с человеческим лицом», когда правители, используя заинтересованность общества в стабильности, в ликвидации негативных последствий, раздробленности, умело привлекали на свою сторону население, давало разнообразные льготы и привилегии, налаживало сотрудничество с князьями, боярами, церковью, посадом.

В XVI в. в европейских государствах начался бурный рост товарно-денежных отношений. Ростки новых явлений появились и в российской экономике, наметились признаки территориального разделения труда, зародилась специализация районов[166], что давало возможность развития внутреннего и внешнего рынка[167]. Развитие товарного производства внесло изменение в социальную структуру. Из числа феодалов и купцов появились первые крупные предприниматели[168], из ремесленников и крестьян формировались мелкие товаропроизводители. Из разорившихся ремесленников и крестьян, а также холопов выделился слой предпролетариата, который в качестве наемной рабочей силы использовался в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и феодальных хозяйствах. Национальным феноменом стала урбанизация страны. К середине XVI в. в России было уже до 160 городов, крупнейшими из которых были древние Москва[169], Новгород[170], Коломна, Можайск, Ростов, Дмитров, Серпухов и новые - Каргаполь, Самара, Уфа, Царицын, в которых создавалось крупное производство и накапливались капиталы.

Столетие с 60-х годов XV до середины XVI в. по комплексу экономических показателей стало «золотым веком» российской деревни. Шел процесс внутренней колонизации, осваивались пустующие земли, росла численность многолюдных поселений[171]. В земледелии стал господствовать трехпольный севооборот, что обеспечило его быстрый и интенсивный рост. Появился более разнообразный набор пахотных орудий; включая коловые, двух и трехзубные сохи, сохи-косули, косы-литовки и т.д. В итоге урожайность только по ржи достигла сам 3 - сам 4, что соответствовало европейским показателям. В целом по наблюдениям ученых в первой половине XVI в. в Московском государстве шел такой интенсивный экономический рост, который мог бы явиться началом сдвигов буржуазного свойства во всех сферах жизни.

Однако к концу XVI в. положение диаметрально изменилось. Экономические и социальные процессы, разворачивающиеся в начале столетия и обещавшие России нормальный европейский прогресс, вдруг исчезли, словно их и не было. Урбанизация сменилась дезурбанизацией, закрылись многие промышленные предприятия, приостановилось развитие торговли и ремесла, опустели деревни и села, исчезла прогрессивная трехпольная система земледелия. Процесс превращения холопов в наемных рабочих сменился обратным - превращением рабочих в холопов. Две трети земли в центре страны не запахивалось, феодалы разорялись, а крестьяне и посадские люди в поисках лучшей жизни огромными толпами уходили в юго-западные земли.

Одну из причин попятного движения русского общества историки видят в характере политики Ивана IV второй половины его правления. Он получил престол в 1533г. в возрасте трех лет[172]. Поэтому вместо него с 1533 по 1538г. царствовала мать Елена Глинская, а после ее кончины до совершеннолетия царя установилось «боярское правление» сменявших друг друга придворных партий Шуйских, Бельских, Воронцовых, Глинских[173].

С 1547г. Иван IV стал править самостоятельно. Историки делят его царствование на два этапа: 1547-1564 и 1565-1584. При этом ученые считают, что оба эти периода были временем реформ, но первый - реформ компромиссных, второй - жестких, насильственных. Другие исследователи к реформаторскому этапу относят 1540-1550-е годы, а последующие называют временем контрреформ, когда из двух альтернатив развития - демократической и самодержавной - победу одержала последняя.

В первые годы правления Ивана IV, как и при его предшественниках, существовала монархия «с человеческим лицом». Это стало возможным благодаря политике правительства Ивана IV, получившее название Избранная Рада[174]. В ее состав вошли передовые люди того времени, включая митрополита Макария, придворного священника Сильвестра, князей А.Курбского, Д.Курлятева, Н.Одоевского, дворянина А.Адашева и др. В 1540-1550-е годы Избранная Рада провела ряд важных преобразований. Сигналом к реформам стал пожар 1547г. и разразившееся вслед за ним народное восстание, направленное против родственников царя Глинских.

Вскоре после волнений в 1549г. Иван IV, выступая перед членами Боярской думы, высшим духовенством и столичными дворянами, впервые заявил о необходимости перемен, пообещал улучшить положение дел в стране. Это собрание вошло в историю как «собор примирения» и положило начало проведению советниками царя разнообразных реформ.

Одним из важнейших направлений деятельности Избранной рады было совершенствование системы управления. Ключевой идеей реформ в данной сфере была идея представительства разных сословий в органах власти. В рамках реализации этой идеи были созданы Земские соборы или «советы всея земли», для обсуждения важнейших вопросов жизни страны. Исследователи отмечают их генетическую связь с такими предшествующими политическими институтами как княжеские съезды и вечевые собрания. Через Земские соборы власть узнавала об общественных запросах, демонстрировала единение с народом, делила с сословиями ответственность за проводимую политику. Высшим правительственным учреждением оставалась Боярская дума. Судебник 1550г. подчеркивал ее законодательное значение, обязывал царя обсуждать с ней все законы, оформлять их как «приговоры» или «уложения» великого князя с боярами. Была сформирована новая система исполнительной власти - приказы. До Ивана IV приказами назывались временные правительственные поручения, которые московский князь давал своим боярам и вольным слугам, «приказывая» ведать какой-либо сферой дворцового хозяйства. С середины XVI в. приказы стали полноценными государственными органами, имеющими постоянные присутственные места, иерархию чиновников, делопроизводство и архив. По своему назначению они были отраслевыми, или территориальными. К первым относились: Посольский приказ, ведавший внешней политикой; Поместный, занимавший распределением земель; Разрядный, заведовавший военными делами; Челобитный, контролировавший ведомства и рассматривавший прошения; Разбойный, наводивший порядок в стране и т.д. Главными территориальными приказами являлись Сибирский, Казанский, Новгородский, Тверской и т.д. Избранная Рада осуществила реорганизацию и местного управления. В середине 1550-х годов были проведены земская и губная реформы, введен принцип выборности, ликвидирован институт наместников-кормленцев, введено самоуправление. В районах, где не было крупного землевладения, наместников заменили земскими старостами, выбираемыми из зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. В территориях с развитым феодальным землевладением власть передавалась в руки выборных лиц от бояр и дворян. В целом, благодаря реформам Избранной Рады, управление страной стало более демократичным и эффективным, приближалось к западноевропейским стандартам власти.

Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость совершенствования законодательства. В 1550г. был принят на треть обновленный Судебник. Впервые вводилось наказание за взятки, подчеркивалась необходимость участия земских старост в разборе судебных дел, ужесточались наказания за разбой, отменялись податные льготы монастырям. Судебник подтвердил Юрьев день и увеличил плату за пожилое. Появление нового Свода законов улучшило правовую обстановку в Московском государстве.

Реформы Избранной Рады распространились и на сферу экономики. Подворное обложение было заменено на подземельное. Вводилась новая единица обложения - «большая соха» (от 400 до 800 четвертей земли). Были унифицированы меры длины и веса, осуществлен переход к единой рублевой пошлине. Эти меры способствовали улучшению экономических отношений, укрепляли единое экономическое пространство страны.

В годы правления Избранной Рады завершилось формирование вооруженных сил Московского государства. Впервые было составлено Уложение о службе. Военная служба отныне вменялась в обязанность не только помещикам, но и вотчинникам. Основу царского войска составляла конница. Устанавливалась норма земли, с которой феодал выводил одного вооруженного воина на коне. С первых 100 четвертей (около 170 га) выходил сам феодал, со следующих - его вооруженные холопы. Из числа лучших дворян было решено отобрать 1078 человек, дать им земли в радиусе 60-70 верст от Москвы - и превратить в особую гвардию Ивана IV для выполнения царских поручений. Кроме того, в этот период было сформировано первое постоянное русское войско - стрелецкие пехотные полки из горожан. Они находились на содержании государства, получали из казны денежное жалованье и обмундирование. В свободное от службы время стрельцы могли заниматься ремеслом и торговлей. На вооружении стрелецких полков имелось не только холодное, но и огнестрельное оружие - пищаль, что создавало стрельцам преимущества перед дворянской конницей, а также позволяло быть для врага грозной силой на поле боя. Важно отметить, что в армии на время войны ограничивалась местничество, запрещались местнические споры, устанавливался принцип единоначалия. Военная реформа, подняла боеспособность русского войска, позволила армии одержать ряд успехов[175].

Наряду со светскими были проведены и церковные реформы. В 1551г. по инициативе Ивана IV и митрополита Макария был созван Стоглавый церковный собор[176]. В соответствии с его решениями унифицировались все церковные обряды, создавался общерусский пантеон святых, утверждали единый канон иконописи по образцу Андрея Рублева и вводились общие правила написания богослужебных книг. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства, осудил злоупотребление хмельными напитками в среде священников, запретил употреблять хлебное вино (водку), дозволил пить только квас и виноградные вина. Протопопам предписывалось контролировать поведение младших священников, пресекать сквернословие, драки и пьянство. По решению Собора для провинившегося духовенства создавался суд епископов.

В целом государственные и церковные реформы Избранной Рады завершили процесс централизации страны, и создали предпосылки для формирования общества европейского типа. Дальнейшие события показали, что такая направленность преобразований не устраивала Ивана IV. В начале 1560-х годов он отказался от сотрудничества с Избранной Радой и ввел политику опричнины. В узком смысле это слово следует понимать как особую территорию, удел царя в широком как систему внутриполитических мер репрессивного характера. Историки по разному смотрят на причины обращения Ивана IV к политике опричнины. Н.Карамзина Н.Костомаров[177], В.Соловьев, В.Ключевский обусловливали ее психическим нездоровьем царя, охваченного манией величия и манией преследования. В конце XIX в. в трудах С.Платонова появился и долгое время доминировал тезис об антибоярской направленности опричнины с целью преодоления их сепаратизма и укрепление единого. Современные историки А.Зимин, В.Кобрин назвали это мифом[178], утверждали, что цель опричнины ликвидировать остатки демократии и независимости в лице Великого Новгорода, церкви и Старицкого удела. Выдвигаются и другие версии. А.Хорошкевич считает, что опричнина была учреждена Иваном Грозным ради продолжения непопулярной в России Ливонской войны, победа в которой должна была прибавить блеску имени царя. Исследователь А.Юрганов. рассмотрел опричнину через призму особенностей средневекового религиозного сознания, связанного с эсхатологическими представлениями, с идеей неотвратимости Страшного суда, с представлениями о царе как наместнике Бога на земле, как исполнителе воли Божьей[179].

Более убедительной представляется точка зрения тех исследователей, которые объясняют введение опричнины желанием царя усилить самодержавную форму правления и укрепить личную власть[180]. В середине XVI в. в русском обществе шли идейные споры по проблемам политической власти и развития государства. Так, Иван Пересветов в ряде трактатов о государственном устройстве предлагал для Московского государства восточный, по образцу Османской империи, путь развития, самодержавие, ни ограниченное ни законом, ни обществом и опирающееся на бюрократию. Насилие по отношению к обществу признавалось естественным и необходимым. «Государство без грозы, что конь без узды» - говорил Пересветов[181]. В свою очередь современник И. Пересветова Петр Рареш рекомендовал Ивану IV обратиться к опыту европейских стран, строить светское национальное государство по западному образцу.

Анализ уже первых шагов в политике Ивана IV свидетельствует, что он сделал выбор в пользу самодержавной формы правления. В 1547 г. он принял титул венчанного царя[182], государство переименовал в царство, Москву в царствующий град, а население превратил в своих подданных. Царь не воспринимал серьезно европейский парламентаризм. Его возмущало, например, что английская королева Елизавета обсуждала с «мужиками» важнейшие государственные дела и от воли парламента зависела ее политика[183]. Земские Соборы, эпохи Ивана IV по сути были декоративными органами власти. Они созывались всего три раза[184], по инициативе самого царя. По своему социальному составу Земские соборы были собраниями бояр, столичного дворянства и духовенства. В них не участвовали представители купечества, верхушки посада и государственных крестьян. Соборы носили законосовещательный характер и не ограничивали власть Ивана IV, принимали угодные ему решения. Молодой царь также не хотел признавать сложившуюся традицию опоры власти на Боярскую Думу и предпочитал ей мириться с таким положением дел и предпочитал опираться не на Боярскую думу, а на круг преданных ему лиц - Избранную раду. Реформы Избранной рады, несмотря на многие прогрессивные стороны, также объективно содействовали укреплению самодержавия. Так созданная Радой приказная бюрократия встала на защиту интересов Ивана IV, превратившись в опору царской власти. Ликвидация института наместников-кормленцев усилила позиции царской администрации, а органы местного самоуправления превратились в низшие звенья государственной администрации. Одновременно Иван IV поставил под свой контроль церковь, которая отныне могла приобретать и продавать земли только с разрешения царя. Внедрению самодержавия и усилению личной власти царя способствовало укрепление военной организации, надежно защищавшей монархию.

По мере укрепления положения Ивана IV на престоле он идет на разрыв с Избранной Радой. Первым предвестником охлаждения отношений царя и его правительства было несогласие Избранной Рады дать присягу сыну Ивана IV царевичу Дмитрию[185] во время тяжелой болезни Грозного в 1533г.. В последствии царь выздоровел, но не забыл этого эпизода[186]. В письмах А.Курбскому он обвинил Избранную Раду в предательстве. Следующим событием, буквально взорвавшим отношения царя с советниками, стала внезапная смерть, первой жены Ивана IV Анастасии. Оба они были наказаны. Сильвестра постригли в монахи и отправили в Соловецкий монастырь, Адашева послали воеводой в Ливонию, где он умер от сердечного приступа.

С отставкой А.Адашева и Сильвестра правительство Избранной рады перестало существовать[187]. Новым шагом к опричнине стали внешнеполитические события. В 1564г., когда русские войска потерпели два крупных поражения в Ливонской войне[188], а Иван IV переложил ответственность за военные ошибки власти на князей М.Репнина, Ю.Кашина, Д.Овчинина, Н.Шереметева и казнил их. Следствием первых репрессий стал отъезд многих князей в Литву под покровительство польского короля. Их не останавливали даже данные ранее царю «поручные записи», в которых они клялись в верности государю, обещали не отъезжать в иные страны, а их родственники обязывались в случае измены внести в казну большие суммы денег. Среди сбежавших оказался ближайший сподвижник царя А.Курбский, что особенно подействовало на царя[189], князь не ограничился бегством, вступил с Иваном IV в переписку, гневно обвинял царя в казнях невинных людей, угрожал ему небесным судом. Царь в свою очередь писал А.Курбскому длинные ответы, стараясь оправдать начавшиеся репрессии. Поступок А.Курбского, его дерзкие послания, а главное невозможность наказать «беглого раба» довели раздражительного и подозрительного царя до высшей степени злости и окончательно подтолкнули его к введению опричнины.

В конце 1564г. Иван IV отправился на богомолье. Вместе с ним выехали, выбранные царем поименно бояре, дворяне и приказные люди с женами, детьми и их слугами. В дорогу были взяты запасные кони, вооружение, доспехи, припасы. Царь повез на богомолье царицу, двух сыновей, избранных придворных и дьяков, драгоценности, золотую и серебряную посуду, иконы, кресты, одежду, деньги, казну, архив. Необычность сборов оставила в недоумении Москву. Между тем царь, добравшись до Коломенского, двинулся дальше в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда направился в свою резиденцию -Александрову слободу, где и разместился со всем окружением. В начале 1565г. из слободы в Москву приехал гонец и привез две грамоты, в которых Иван IV заявлял о своем отречении от престола. В качестве причины называлась появление измены в государстве. Первое послание было адресовано Боярской думе и содержало список этих измен. Иногда говорят, что речь в ней шла о боярах. В действительности Иван IV объявлял, что он «положил гнев свой на богомольцев, архиепископов, епископов и все духовенство, на бояр, окольничих, дворецкого, казначея, конюшего, дьяков; детей боярских, приказных людей». Таким образом, царь не забыл ни одной категории класса феодалов. Второе послание было предназначено гостям, купцам и всему московскому народу. В ней государь писал, что он не держит на народ ни гнева, ни опалы. Это был точный политический расчет. В стране с сильными царистскими иллюзиями и неприязненным отношением простых людей к феодалам и чиновникам такое внимание государя обеспечивало ему поддержку населения. Народ единодушно потребовал от Боярской Думы упросить Ивана IV вернуться на престол, «а хто будет за государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят». Так царь получил поддержку и согласие народных масс на террор.

Делегация из духовенства и бояр отправилась в Александрову слободу уговаривать царя не покидать государство. Иван IV согласился при условии предоставления ему неограниченных полномочий в борьбе с оппозицией, права казнить без суда и следствия изменников, отбирать земли у провинившихся крупных собственников. Боярская дума приняла условия Ивана IV. В феврале 1565г. в соответствии с указом царя, утвержденного Земским Собором, политика опричнины была введена официально.

Внешняя сторона опричнины проявилась в делении страны на Земщину - государственную территорию и Опричнину - владения царя. Центром Земщины была Москва, Опричного удела - Александрова слобода. Эти две части государства были неравноправны. Опричный удел создавался как верхний этаж управления в стране. Все исторически сложившиеся институты власти, сохранившиеся в Земщине, включая Боярскую думу, приказы, войско, занимали по отношению к аналогичным опричным органам управления подчиненное положение. Опричная власть управляла всем государством, а земская - ведала делами только своей территории. При этом, и опричные, и земские органы управления находились под контролем царя. Подобная соподчиненность появилась впервые и свидетельствовала о стремлении Ивана IV укрепить личную власть и самодержавие[190]. По мнению Д.Альшица данное положение сохранялось до конца правления этого царя.

Историки нередко говорят об отсутствии критериев при распределении земель между земским и опричным уделами. Между тем, внимательный анализ позволяет сделать вывод о том, что в опричный удел вошли территории, где издавна складывались элементы уклада европейского типа, проходили важные торговые пути, имелись плодородные земли и богатые недра. В них развивался слой крупных собственников, зарождался средний класс, значительной была доля свободных крестьян. Регионы имели традиции городского самоуправления[191] и ограничения власти князей боярской олигархией. Достаточно сказать, что в опричный удел были включены промысловые Поморье, Двинский край, Вологодский удел, Галич, Углич, густонаселенные землевладельческие Вяземский, Козельский, Белевский, Малоярославецкий, Медынский и др. уезды. Иван IV, беря под контроль подобные регионы, стремился лишить экономической основы их частных собственников. Все отнятые земли объявлялись собственностью государства и никому больше принадлежать не могли. Бывшие владельцы или признавали верховные права Ивана IV, или насильственно выселялись в другие территории с конфискацией имущества. Экономическое разорение лишало бывших собственников способности к самостоятельным поступкам и суждениям, сужало социальную базу демократии, усиливало верховную власть.

Опричнина была средством борьбы и с таким самостоятельным институтом власти как церковь. Лидеры церкви осудили начатые Иваном IV репрессии. Митрополит Афанасий, назначенный на эту должность в 1564г., не желая компрометировать себя связью с опричниной, в 1565г. ушел в отставку. Подобранный на высокий пост казанский архиепископ Герман попытался убедить царя прекратить казни. По словам Курбского Иван IV заявил ему: «Еще …и на митрополию не возведен еси, а уже мя неволею обвязуешь!»[192]. Он распорядился отправить Германа обратно в Казань, а позднее казнил. Новый митрополит Филипп поначалу не вмешивался в политику опричнины. Но усиливающийся террор заставил его заговорить. Весной 1568г. в Успенском соборе на богослужении митрополит публично отказал царю в благословении и осудил опричнину. Он восклицал: «С тех пор как солнце на небесах сияет, не было слышно, чтобы благочестивые цари возмущали так свою державу. Мы здесь приносим бескровную жертву, а ты проливаешь христианскую кровь твоих верных подданных. Доколе в Русской земле будет господствовать беззаконие. Опомнись: хотя Бог и возвысил тебя в этом мире, но и ты смертный человек. Взыщется от рук твоих невинная кровь»[193]. Иван IV не простил Филиппу его выступления. По распоряжению царя Церковный собор лишил митрополита пастырского сана[194]. Филипп был отправлен в монастырь, и через некоторое время задушен опричником Малютой Скуратовым. Царь стремился подорвать и экономическое могущество церкви. Во время похода на северо-западные земли было конфисковано имущество всех новгородских и псковских соборов, монастырей, вывезены иконы и драгоценности. Священники, не желавшие расставаться с церковными ценностями, забивались на смерть. Репрессии духовенства нанесли удар по положению церкви в государстве, ослабили ее позиции в обществе, усилили самодержавие.

С помощью опричнины Иван IV решил и династическую проблему, избавившись от возможных претендентов на престол. Основным его соперником был двоюродный брат Владимир Андреевич Старицкий. В случае смерти Ивана Грозного наследником становился его юный сын Иван. Владимир Старицкий мог оспорить престол у молодого государя. Чтобы избежать подобной коллизии Иван IV сначала отобрал у Владимира его Старицкий удел, дав взамен новые земли, где население не признавало в нем государя. В 1569г. Грозный вызвал к себе двоюродного брата, обвинил его в попытке отравить царя и заставил Владимира, его жену и дочь выпить яд. Одновременно в монастыре была убита мать удельного князя княгиня Ефросинья.

Часто не понимают, почему Иван IV избавлялся от людей, которых трудно было заподозрить в соперничестве и измене, и которые находились на хорошем счету. Но в этом не было ничего удивительного. Диктаторы обычно боятся безупречных людей, в том числе и тех, кто не запятнал себя взятками и тех, кто пользуется любовью народа. Они опасны для власти своей независимостью. Одним из таких людей был И.Федоров, о расправе с которым свидетельствуют многие источники того времени. Он происходил из знатного боярского рода, был баснословно богат, проявил себя как талантливый администратор и одновременно заслужил репутацию безукоризненно честного человека. Даже Иностранец Генрих Штаден, входивший в состав опричников, и не отличавшийся безупречным поведением, признавал, что И.Федоров «один имел обыкновение судить праведно, почему простой люд был к нему расположен»[195]. Несмотря на это, царь обвинил его в стремлении захватить царский престол и казнил[196].

Со временем опричнины террор приобрел массовый характер, погибли тысячи и тысячи жителей Московского государства, включая князей, бояр, дворян, купцов, ремесленников, сельских священников и крестьян, не замышлявших никаких заговоров против царя[197]. Последними жертвами опричнины оказались они сами. По выражению Р.Скрынникова «адская машина террора ускользнула из под контроля ее творцов[198]. Массовые репрессии нагнетали атмосферу всеобщего страха, в которой легче было достичь единовластия.

Не исключено, что Иван IV был нездоров психически. Факты свидетельствуют, что казни и убийства доставляли ему удовольствие. Нередко царь придавал расправам театральный характер, превращал их в шутовство, в трагикомедию, выступая при этом как, главный актер-исполнитель[199]. Со временем у него усилились мания величия и мания преследования[200], жестокость нередко превращалась в садизм, что также говорит о душевной болезни царя.

Таким образом, опричная политика обусловливалась разными причинами, преследовала многообразные цели, но главной из них было укрепление самодержавной власти Ивана IV. В 1571г. крымский хан Девлет-Гирей, воспользовавшись нестабильностью в Российском государстве, внезапно напал на Москву, сжег ее и уничтожил огромное количество жителей[201]. Поражение России в столкновении с Крымом продемонстрировало утрату боеспособности русской армии в целом и опричного войска в частности[202]. Авторитет Ивана IV и внутри страны[203] и за рубежом был подорван. России грозила перспектива утраты независимости, а царю - потеря личной власти и даже жизни. Вышеназванные обстоятельства заставили Ивана IV отказаться от политики опричнины. Первым шагом стало объединение опричного и земского войск. Во главе армии был поставлен не любимый царем, но талантливый земский полководец М.Воротынский[204]. Это позволило русской армии отразить новый набег Девлет-Гирея в 1572г., одержав летом убедительную победу в битве у деревни Молоди. Осенью Иван IV официально упразднил опричнину[205].

В целом опричнина отрицательно сказалась на ходе отечественной истории. Она свела на нет демократическую альтернативу, наметившуюся при предшественниках Ивана IV и Избранной Раде. В результате политики опричнины победу одержало самодержавие, укрепился царский деспотизм, личная власть царя. Было положено начало формированию общегосударственной системы крепостного права. Произошло превращение феодалов из подданных царя в холопов самодержавия. Приниженное положение бояр и дворян привело к еще большей закрепощенности крестьян и городского населения. Таким образом, Московское государство вплотную приблизилось к восточной деспотии, о чем свидетельствовали единоличная власть царя, колоссальная роль бюрократии, вертикальный характер связей, насильственные методы управления. Ближайшими последствиями опричнины были хозяйственный кризис, моральная деградация общества, катастрофа в развитии общественной мысли, зарождение имперской внешней политики, Почти все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту начала XVII в.

Вопросы для самоконтроля

1. Дискуссии в исторической литературе по вопросу об идентичности предпосылок для образования Русского и европейского национальных государств в XIV-XVI вв.

2. Альтернативные центры русской государственности и точки зрения на проблему причин возвышения Московского княжества.

3. Этапы собирания русских земель вокруг Москвы.

4. Особенности развития России в первой половине XVI в.

5. Реформы Избранной Рады и их результаты.

6. Причины политики опричнины и ее последствия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: