В России. 1. Американский характер. Очерки культуры США. М. , 1991

Гл а в а 11. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Литература

1. Американский характер. Очерки культуры США. М., 1991.

2. Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики М., 1972.

3. Iberica americans // Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М., 1994.

4. Ислам на пороге XXI века. М., 1986.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

5. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

6. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. М., 1978.

7. Кулик С. Черный феникс: африканские сафари. М., 1989.

8. Культуры Нового и Старого света XVI—XVIII вв. в их взаимодействии. С.-Пб., 1991.

9. Львова Э. С. Культура народов тропической Африки: взаимодействие культур и тенденции развития. М.: Логос, 1996.

10. Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.

11. Тань Е. Китайская традиционная культура и модернизация // Вопросы экономики.
1994. № 7.

12. Туганова О. Э. Современная культура США. М., 1989.

13. Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., 1985.

14. Японский феномен. М., 1996.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

Понимание культуры зависит от объема накапливаемых о ней знаний. Познание национальной культуры в самых разнообразных аспектах и под различными углами зрения способствует ее все более широкому целостному панорамному видению, позволяет отчетливее осознать ее глубинные основы.

Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово социодинамика происходит от соединения латинского слова социум — «общество» и греческого динамика, что означает состояние движения, ход развития. При рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Разработаны различные модели социокультурных динамических процессов: эволюционная (Г. Спенсер, П. Тейяр де Шарден), циклическая (О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев), волновая (П. Сорокин).

Понятие социодинамика культуры ассоциируется с названием работы известного французского ученого А. Моля. Концепция культуры разработана автором в кибернетических терминах. Цель ее социодинамики, по Молю, — влиять на развитие и эволюцию культуры. При этом он

отмечает, что «социодинамика должна быть направлена не на содержательную сторону культуры — идею Бога, идею Родины, или идею Холодильника, — а на самую эволюцию»1. Подобное рассмотрение культуры имеет свою ценность в рамках ее социологии и может найти практическое применение в условиях современной НТР.

В данной работе под социокультурной динамикой понимается процесс развертывания отечественной культуры во времени и пространстве и во взаимосвязи с социальной организацией, социальными переменами и социальными потрясениями, которыми так богата отечественная исто­рия. Культура, по словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла»2. А. Я. Флиер приходит к выводу, что понятия «история» и «культура» в существенной мере тождественны. История — это описание динамики того, что в статике рассматривается как культура»3.

В работе «Культура и взрыв» Ю. М. Лотман выделяет два типа динамических процессов культуры: взрывных и постепенных, между которыми устанавливается определенное соотно­шение. Частые взрывные процессы, прерывность и катастрофичность русской истории, отмеченные Н. А. Бердяевым, неразрывно связаны со спецификой нашей культуры. В каждом из 5 периодов отечественной истории, которые были выделены Н. А. Бердяевым, происходили существенные культурные сдвиги при сохранении определенной преемственности. Причины такой катастрофичности И. В. Кондаков находит в социально-культурной асимметрии, присущей всей отечественной истории, когда «каждый социокультурный феномен оказывается сопряженным из последо-

вательно динамичного (собственно социального) смыслового компонента и столь же последовательно статичного, относительно устойчивого и стабильного смыслового компонента (собственно культурного), складывающееся между ними семантическое напряжение в каждом случае составляет движущий механизм социокультурной динамики»4. При этом он дополняет перечень культурно-исторических парадигм, выделенных Н. А. Бердяевым в истории отече­ственной культуры, еще пятью. Это — дохристианская, языческая Русь, Россия XVII в., постсоветская Россия.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: